Ольга Полуэктова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Слово на ладошке»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Закрепление пройденного.
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные.
Закрепить умение называть слова по заданной теме;
Закрепить умение использовать в речи предлоги и придумывать с ними слова;
Обогащать словарь детей;
Закрепить умение проводить звуковой анализ слова;
Продолжать учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове;
Закреплять знание о слоге, как части слова;
Продолжать учить работать в тетрадях в узкую линейку.
2. Развивающие.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Слово на ладошке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Развивать мышление, речь, внимание;
Развивать память;
Развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитательные.
Воспитывать любовь к родному языку;
Воспитывать культуру общения, аккуратность.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Игра «Слово на ладошке»;
Игра «Разбери слово»;
Физкультминутка;
Игра «Кто дальше уйдет?»
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Дорисуй»
МАТЕРИАЛ:
Воздушный шар;
Картинка – гуси;
Домики-слова, круги-звуки, полоски-ударение;
Кубики;
Тетради, карандаши.
СЛОВАРЬ : воздушный, невесомый, шаловливый, звуки, гласные, твердые согласные, мягкие согласные, ударение, ударный звук, безударный звук, слоги, широкая строка, узкая строка.
ИНТЕГРАЦИЯ:
1. Образовательная область «Здоровье» - правильная посадка за столом; одежда.
2. Образовательная область «Физическая культура» - физкультминутка и пальчиковая гимнастика.
3. Образовательная область «Социализация» - выполняют действия в коллективе, умеют советоваться друг с другом, прислушиваться к мнению другого.
4. Образовательная область «Труд» - выполняют различные действия по уходу за своим рабочим местом.
5. Образовательная область «Безопасность»
6. Образовательная область «Коммуникация» - участие в беседе, оценка ответов сверстников.
7. Образовательная область «Художественное творчество» - рисование в тетрадях.
Ход ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
Игра «Слово на ладошке».
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что все предметы, которые нас окружают, мы называем … (словами).
Я найду слова везде
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
Давайте поищем слова в лесу и сложим их в корзинку.
(Воспитатель предлагает корзинку детям, они «складывают» - называют слова, которые встречаются в лесу.)
II. Основная часть.
1. Словесные игры на развитие речи
Воспитатель: Слова и вправду можно найти везде. Недаром в народе родилась такая загадка: «Не лёд, а ко всему льнёт». Что это? (слово). Как вы думаете, в нашей группе можно найти такой предмет, который никак не называется?
Всему название дано:
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным–полно,
А безымянных нету.
Помогите мне назвать разные слова. (Дети по-очереди читают строки из стихотворения «Какие бывают слова»).
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть слово упрямое – цель,
Есть слово колючее – ель,
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово веселое – смех.
Воспитатель: А сейчас, закройте глаза, и перед вами появится предмет, которого в нашей группе нет (достает воздушный шар). Он какой? (Воздушный, голубой, легкий, невесомый, большой, прозрачный).
- Какие слова могут лететь, как этот шарик, прыгать, светить?
Ребенок берет шарик:
Шар воздушный, шаловливый,
Непослушный и строптивый
Вместе с ветром убежал,
А куда - нам не сказал.
Воспитатель указывает, что надо сделать, ребенок выполняет действия: шар опустился на стол, на стул, под стол, под шкаф. Вешает шар на гвоздик.
Воспитатель: Куда опускался шар? Назовите свои слова с маленькими словами на и под.
2. Звуковой анализ слова, постановка ударения.
(Дети садятся за столы.)
Воспитатель: мы называли много слов, но у нас в гостях только одно. Угадайте, какое:
Перед ними синий пруд.
Хорошо им будет тут.
Прямо с ходу лезут в воду,
Лезут в воду – и плывут. (гуси)
Правильно, мы будем разбирать слово «гуси». Из чего оно состоит? (из звуков). Вспомним, какие бывают звуки (гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, каким цветом они обозначаются? (гласные – красным, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.) Сколько звуков живут в этом домике-слове? (четыре звука)
У доски 4-ро детей проводят звуковой анализ слова :
1-ый ребенок: Первый звук в этом слове «г». он твердый согласный. Закрываем окошко синей шторкой.
2-ой ребенок: Второй звук в этом слове – «у». он гласный. Закрываю второе окно красной шторкой.
3-ий ребенок: Третий звук в этом слове - «сь». Он мягкий согласный. Закрываю третье окно зеленой шторкой.
4-ый ребенок: Четвертый звук в этом слове – «и». Он гласный. Закрываю последнее окошко красной шторкой.
Воспитатель: Назовите гласные звуки в слове «гуси». Сколько слогов в этом слове? Какие? Найдите ударный слог, произнесите слово с ударением. Назовите ударный гласный звук. Как назовем другой гласный звук? (безударный)
(Чтение слова с ударением, перестановка ударения. Выбор правильного произношения).
3. Физкультминутка.
Веселый каблучок.
Мы за ручки взялись,
Кругом весело прошлись.
Веселый каблучок
Выбивает: чок да чок. (Повторять после каждого куплета).
***
Эх, в присядку веселей
Мы попляшем все дружней.
***
Ай да пальчики у нас
Тоже все пустились в пляс.
** *
Вот бежит, бежит вперед
Наш веселый хоровод.
***
Ох, устали мы плясать,
Лучше сядем отдыхать.
***
Каблучок мой, каблучок,
Не стучи ты чок да чок!
4. Игра «Кто дальше уйдет?»
Дети делятся на две команды. Перед каждой командой выставляются в линейку кубики, по 8 кубиков, от кубика до кубика – шаг ребенка.
Воспитатель: В этой игре вам нужны будут длинные-предлинные слова – у кого слово окажется длиннее, тот быстрее дойдет до конца дорожки, тот и победил.
(Дети по очереди называют слова из 2, 3 и более слогов и шагают от кубика к кубику. После игры они усаживаются за столы.
5. Пальчиковая гимнастика.
Мизинчик.
Наш мизинчик утром встал,
Безымянного поднял.
Средний пальчик потянулся,
Указательный проснулся.
Должен и большой вставать –
Братьев в садик провожать.
Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
6. Работа в тетради в узкую линейку.
Обвести по контуру и продолжить рисовать воздушные шарики – овал в широкой строке и наклонная палочка в узкой строке – веревочка.
III. Итог занятия.
- Понравилось ли вам играть со мной сегодня?
- Что больше всего понравилось?
- Какое задание было самым сложным (легким?
- Кто, по вашему мнению, сегодня отвечал лучше всех?
- А как ты оцениваешь свои ответы?