ГаянеСогомонян
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Посылка Деда Грамотея»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Посылка Деда Грамотея».
Цель: вовлечение детей в речевую деятельность через решение проблемной ситуации и выполнение различных заданий.
Задачи:
• закреплять знание гласных и согласных звуков;
• закреплять умение делить слова на слоги;
• учить определять место звука в словах;
• упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Посылка Деда Грамотея“» размещена в разделах
• развивать фонематический слух;
• развивать артикуляционную моторику;
• воспитывать умение слушать других, желание помогать друг другу.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, приветствие, работа по фишкам в звуковом анализе слов, деление слов на слоги.
Материалы и оборудование: Конверт, магнитная доска, письмо, карточка с цветком, загадки, карточки для игры, схема звукового анализа слова «мак», картинки с животными, картинки домика, буквы алфавита, продукты питания, игра по обучению грамоте, смайлики настроения.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости.
Здравствуй, солнышко – дружок (руки вверх. Фонарики)
Здравствуй, носик, пятачок (показать указательным пальцем носик)
Здравствуйте, губки! (показать губки)
Здравствуйте, зубки! (показать зубки)
Губками «почмокали»
Зубками «пощёлкали»
Ручки вверх подняли
И ими помахали.
А теперь все вместе «здравствуйте» сказали! (говорим хором).
Стук в дверь (принесли посылку)
Воспитатель: К нам пришла посылка, а с ней письмо. Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки» для детей гр. №7. Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! Я знаю, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься, и прислал для вас посылку с сюрпризом. Но откроется она только тогда, когда вы выполните все задания. За каждое выполненное задание вы будете получать карточку, с помощью которых вы узнаете, что же лежит в посылке. Отгадайте мои загадки и узнаете, где они. Желаю успеха!
Дед Грамотей.»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится внутри посылки?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый конверт.
Он находится там, о чём идёт речь в загадке: Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало!
Воспитатель: Значит надо искать там, где у нас лежат зеркала (дети находят конверт с заданием, воспитатель читает задание «Какой звук часто встречается?»).
Воспитатель: Послушайте внимательно стихотворение.
Медвежонок кушал мед:
Миша с Машей миску мыли.
Мишу мама перемыла
Манну кашу всем сварила
Воспитатель: Какой звук часто повторяется в стихотворении? Какие слова запомнили с этим звуком?
А теперь, ребята, придумайте свои слова, в которых встречается звук «м».
Не куст, а с листочками
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга!
Воспитатель: Конверт будем искать там, где у нас в группе книги!
(дети находят конверт, воспитатель читает задание «Звуковой анализ слова Мак).
Воспитатель: Вместе с письмом Деда Грамотея в конверте лежит карточка с
изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый
звук?
Дети: М-м-м…
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Твёрдый или мягкий?
Дети: Твёрдый
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный (воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный, твёрдый).
Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием и получаем первую карточку (картинка игла)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать конверт с заданием:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало!
Воспитатель: Значит надо искать там, где у нас лежат зеркала (дети находят конверт с заданием, воспитатель читает задание «Какой звук часто встречается?»).
Воспитатель: Послушайте внимательно стихотворение.
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усталый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пёс
Смолкли скрипы, песни, смех.
Сон в страну свою унёс всех.
Воспитатель: Какой звук часто повторяется в стихотворении? Какие слова запомнили с этим звуком?
А теперь, ребята, придумайте свои слова, в которых встречается звук «с».
Воспитатель: Молодцы, справились со вторым заданием. Получаем ещё одну карточку (картинка гусь). Устали? Давайте теперь отдохнем.
Физминутка «Дует ветер»
Дует ветер, дует, дует, задувает (махи руками на себя)
Желтые листочки с дерева срывает (кружатся на месте)
И летят листочки,
Кружат по дорожке (на цыпочках проходят круг)
Падают листочки
Прямо к нам под ножки. (повернувшись вокруг себя на мест, приседают).
Воспитатель: Слушайте следующую загадку.
Покупаю постоянно
Помидоры, баклажаны,
Лук, фасоль, картофель в сетке!
Я куда хожу нередко?
Дети: Это магазин (дети находят конверт с заданием).
Воспитатель: А это задание Дед Грамотей предлагает выполнить за столами.
Задание №3
Игра «Где спрятался звук?»
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Магазин». Вы должны выбрать из продуктовой корзины те продукты, в которых есть звук «М», и определить место звука (дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы ребята, справились и с третьим заданием. Получаем карточку (картинка ракета)
Воспитатель: А вот еще одна загадка от Деда Грамотея:
Картины любим создавать,
Ещё чертить и рисовать.
Всё раскрашиваем сами
Разноцветными носами!
Дети: Это карандаш! Надо искать конверт там, где у нас лежат карандаши!
(дети находят конверт с заданием)
Задание № 4 Игра «Где наш дом?»
Воспитатель: Прежде чем приступить к выполнению следующего задания выполним пальчиковую гимнастику:
Я хочу построить дом,
(Руки над головой «домиком».)
Чтоб окошко было в нём,
(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)
Рядом чтоб сосна росла.
(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял
(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)
Пёс ворота охранял.
(Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.)
Солнце было,
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл,
(«Стряхивающие» движения.)
И тюльпан в саду расцвёл.
(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх).
Воспитатель: Дедушка Грамотей просит помочь ему расселить животных по домикам. Определять, в каком домике будет жить животное будем по количеству слогов в слове (1, 2, 3). Один слог - это домик с одним окошечком, два слога – с двумя, три слога – три окошечка. (Дети по очереди берут картинку, называют, кто на ней изображён, считают количество слогов в произнесенном слове и определяют в нужный домик с соответствующим количеством окошек).
Воспитатель: Мы с вами выполнили последнее задание, получаем карточку (картинка арбуз). А хотите узнать, какой сюрприз нам приготовил Дед Грамотей? Мы сможем узнать, если разгадаем слово, которое зашифровано в этих картинках. Чтобы его разгадать, нужно определить первый звук в названии и найти соответствующую букву, которая обозначает этот звук. (Дети отгадывают первый звук в слове и выставляют слово).
Воспитатель: У нас получилось слово ИГРА. (Ребята открывают посылку, в посылку и достают настольную игру).
Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Я предлагаю вам выбрать весёлый смайлик, если всё понравилось и вам было интересно. И грустный, если вы испытывали какие то затруднения. Все молодцы!