Елена Куликова
«Будь внимательным». Конспект занятия по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Будь внимательным»
Цель: закрепление знаний детей о различительной роли звука.
Задачи:
Образовательная: Учить называть слова с заданным звуком.
Продолжать обучение детей звуковому анализу слов, умению различать гласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук, правильно употреблять соответствующие термины
Развивающая: Развивать коммуникативно-речевые умения,
развивать образность речи и словесное творчество Развивать умения пользоваться несклоняемыми существительными
Воспитательная: Воспитывать воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке). любознательность.
Демонстрационный материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие и зеленые фишки (по 3 ребенка); указки-счетные палочки
Ход занятия:.
На ковре воспитатель проводит игру: «Кто внимательный?» Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие бывают звуки.
Дети: (ответы детей) гласные, твердые и мягкие согласные.
Воспитатель: «Давайте поиграем. Возьмите три фишки — красную, синюю и зеленую. Если я назову гласный звук, вы поднимете красную фишку; если я назову мягкий согласный звук, поднимете. какую фишку?» — «Зеленую». — «А если я назову твердый согласный звук, вы поднимете.» — «Синюю фишку».
Воспитатель называет вперемежку 8-10 звуков. Дети на каждый звук поднимают соответствующие фишки.
После игры дети садятся за столы.
I.Игра «Назови братца». Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку, который должен вернуть мяч назад и назвать мягкую пару звука.
Воспитатель: Дети сегодня мы с вами будем разбирать слово, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать.
С ветки в речку упадёт.
И не тонет, а плывёт. (ЛИСТ)
Он зелёный у цветов,
Встретить солнышко готов,
Свеж, изящен, шелковист
Изумрудный тонкий. (ЛИСТ)
Дети: Лист.
Воспитатель: Да, верно ребята-это лист.
II.Звуковой анализ слова лист. У доски слово разбирается поочередно четырьмя детьми. Воспитатель задает вопросы по звуковому составу слова: «Сколько звуков в слове лист? Сколько гласных звуков? Сколько согласных? Сколько слогов в этом слове? Как вы узнали? (Если в слове один гласный звук, значит, и один слог.) назовите гласный звук. Назовите мягкий согласный. Твердые согласные звуки».
Дети отмечают, что слово, в котором первый звук мягкий согласный, второй – гласный, третий и четвертый – твердые согласные, они еще не разбирали.
Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище
то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
Присаживаемся за столы.
III.Игра с заданиями.
1. Вызвать «звуки» «с», «л’», «т», «и».
2. Подозвать 1-й, 3-й, 2-й, 4-й звуки слова.
3. Подозвать мягкий согласный, 1-й твердый согласный, 2-й твердый согласный, гласный звук.
4. Задания играющим дают дети. Выполнив задания, ребенок ставит фишку на схему.
Все дети и вызванный ребенок у доски убирает звук «и», «л», «т», «с».
IV. Все слушают стишок, в котором «заблудился» звук:
На болоте нет дорог,
Я по кошкам – скок да скок!
В этом стихотворении, говорят дети, «заблудился» звук «ч»; нужно сказать по кочкам.
V. Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются с того же звука, что и слово лист. (Проверить, что-бы все дети поняли задание.) в конце игры определяется победитель.