Светлана Гизетдинова
«Заучивание стихотворения «Светофор». Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
по образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе №10
Заучивание стихотворения «Светофор»
на основе лексической темы «Правила дорожного движения»
Цель: продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях; развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире; воспитывать чувство ответственности.
Задачи:
• Закрепить знание правил дорожного движения: сигналов светофора, дорожных знаков.
• Расширять и активизировать словарный запас детей: мотоциклист, экскаваторщик, велосипедист, тракторист, пластмасс – пластмассовый, металл – металлический, кожа – кожаное и т. д)
• Развивать речевые навыки, умения грамотно излагать мысли.
• Развивать выразительность речи
• Развивать внимание, память, воображение
• Учить детей правильно подбирать слова – антонимы
• Учить отвечать полными предложениями на вопросы, используя в речи слова «тротуар», «пешеходный переход», «дорожный знак».
• Учить согласовывать речь с движениями
• Учить детей употреблять в речи сложные предложения.
• Закрепить правильное произношение и дифференциацию звуков [c] и [ш].
• Совершенствовать интонационную выразительность речи.
• Воспитывать чувство ответственности на дороге.
• Воспитывать у детей желание знать и выполнять правила дорожного движения.
• Воспитывать умение работать и играть в коллективе
Оборудование: макет автобуса, руль, посылка, письмо, светофор, красные и зеленые сигналы, аудио запись шума города, использование ИКТ, макет города, пешеходный переход напольный (игра).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой
Воспитатель: Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем занятие с игры «Привет, сосед!»
- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
- Повторяйте за мной …
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
2. Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я встретила почтальона, он нес посылку в детский сад «Светлячок» для детей старшей группы «Капельки». Он не ошибся? По адресу принес посылку?
Дети: Да
Открываем посылку, находим там письмо и сломанный светофор.
Дорогие ребята, пишут вам жители нашего города Белебей. У нас случилась беда. На нашей главной улице Красная сломался светофор, и образовалась пробка. Не смогли бы вы его починить, и привезти светофор нам. А мы вам приготовили подарок.
Воспитатель: Поможем ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся на помощь к нашим жителям, а по пути и починим светофор, выполняя задания и отвечая на все вопросы, которые встретятся нам на пути. За каждые правильные ответы заданий я вам буду давать часть от сигнала светофора.
Воспитатель: Ребята, на каком транспорте можно добраться до нашей цели?
Дети: Машина, автобус и т. д.
Воспитатель: А на чем мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку!
Загадка: Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином…
Дети: Автобус
Воспитатель: Правильно, автобус нас уже ждет. Прежде чем мы отправимся помогать нашим жителям, выполним несколько упражнений.
2.1 Лексическое упражнение «Подними сигнал»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам закрыть глаза и вспомнить все автобусы которые вы видели раньше.
Воспитатель: А теперь откройте глаза, за вами на столах лежат сигналы, возьмите зеленый и красный сигнал. Я буду вам называть слова-признаки, если они походят к предмету «автобус», то поднимите зеленый сигнал, а если не подходят то красный. Дослушайте до конца и только тогда поднимайте сигнал.
- Быстрый, большой, шумный.
- Крылатый, круглый, деревянный.
- Колеса, кабина, руль.
-Мягкий, квадратный, пушистый.
-Зеркала, сиденья, фары.
-Прозрачный, круглый, пушистый.
-Дверь, сиденья,руль.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с этим упражнением. За это вы получаете одну часть от сигнала.
Воспитатель: Чтобы выполнить следующее упражнение, надо ребята отвечать полным ответом, только тогда вы получите часть от светофора.
2.2Грамматическое упражнение : «Какой, какая, какое?»
Если корпус автомобиля из металла значит корпус металлический.
Руль из пластмассы (какой) – руль пластмассовый
Дверь из металла (какая) – дверь металлическая
Сиденье из кожи (какое) –
Колесо из резины (какое) –
Фара из стекла (какая)-
Воспитатель: Молодцы ребята! Еще одна часть от сигнала у нас.
3. Основная часть
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас предлагаю пройти к нашему автобусу.
Дети подходят к автобусу (попарно расставленные стулья)
Воспитатель: Кто управляет автобусом?
Дети: Автобусом управляет водитель.
Воспитатель: Молодцы! За правильный ответ вы получаете еще одну часть от сигнала светофора.
Воспитатель: Сейчас мы с вами выберем водителя нашего автобуса. А выбирать водителя мы будем при помощи считалки.
Считалка:
Стоп, машина, стоп мотор!
Тормози скорей, шофер!
Красный глаз глядит в упор-
Это строгий светофор.
Водителем будет… (даю ребенку водительскую фуражку)
Воспитатель: Как называют людей, которые едут в автобусе?
Дети: Людей, которые едут в автобусе называют пассажирами.
Воспитатель: Хорошо. За правильный ответ вы получаете часть от светофора.
Воспитатель: Мы сегодня с вами будем пассажирами. Проходим ребята в автобус. Присаживайтесь по удобнее.
Воспитатель: В нашем автобусе двери открываются со звуком «Ш-ш-ш», а закрываются со звуком «С-с-с». Я предлагаю вам, попробуем вместе открыть и закрыть двери. (Показываем руками и произносим соответствующий звук)
- Мират, открой дверь автобуса «Ш-ш-ш»
- Женевьева, закрой дверь автобуса «С-с-с»
Задание «Делим на слоги»
Воспитатель: Ребята, чтобы автобус тронулся, нам надо выполнить следующее задание. Я вам сейчас назову слово, а вы, прохлопайте по слогам (Сначала сама, потом предлагаю детям). (Шофер, руль, зеркало, фары, машина, бензин, автобус, колесо).
Воспитатель: Молодцы, ребята, наш автобус тронулся, значит, вы справились с этим заданием. И получаете еще часть от светофора.
Воспитатель: А чтобы нам было веселее ехать, расскажем вместе стихотворение.
Речь с движением:
Мы в автобус дружно сели (Дети крутят воображаемый руль)
Вправо, влево, посмотрели, поворачивают голову
Наш шофер педаль нажал, нажимают на педаль
И автобус побежал. топают ногами)
Воспитатель: Вот мы с вами и приехали. Ребята выходим из автобуса. Мы были пассажирами, а теперь мы кто?
Дети: Пешеходы.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Воспитатель: Припомните, где должен ходить пешеход?
Дети: по тротуару, по пешеходному переходу.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам перейти дорогу. Прежде чем перейти, вспомним, как правильно переходить дорогу.
Дети: Посмотреть налево, направо, на зеленый сигнал светофора, держась за руки.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам перейти проезжую часть по парам за руки.
Воспитатель: Молодцы! За правильно выполненное задание вы получаете часть от сигнала. (Чиним светофор)
Воспитатель: Ребята мы почти добрались до улицы, на которой сломан светофор. Чтобы попасть на главную улицу нашего города, нам нужно выполнить ещё одно задание.
4. Игра «Кто управляет этим видом транспорта?» на образование сложных существительных от простых (названия транспорта).
Например: Велосипедом управляет велосипедист.
Воспитатель: Кто управляет мотоциклом?
Дети: Мотоциклом управляет мотоциклист
Воспитатель: Кто управляет трактором?
Дети: Трактором управляет тракторист.
Воспитатель: Кто управляет экскаватором?
Дети: Экскаватором управляет экскаваторщик.
Воспитатель: Отлично! Вы получаете еще часть от сигнала.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, светофор заработал!
Включается аудиозапись «Шум города».
Воспитатель: Вы слышите? Ребята, что вы слышите?
Дети: Да! Машины едут, сигналят и т. д.
Воспитатель: Что же это значит, ребята?
Дети: Это значит, что мы добрались до улицы, на которой сломан светофор.
(Обращаю внимание на макет улицы нашего города, подходим к макету)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, что есть на улице нашего города? (ответы детей)
5. Речевое упражнение на употребление антонимов «Скажи наоборот».
Воспитатель: Скажите ребята тротуар узкий, а дорога, какая?
Дети: Широкая.
Воспитатель: Автобус едет, а пешеход?
Дети: Идет
Воспитатель: Многоэтажный дом высокий, а остановка, какая?
Дети: Низкая
Воспитатель: Легковой автомобиль маленький, а автобус?
Дети: Большой
Воспитатель: У трактора мотор работает громко, а у машины
Дети: Тихо
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на дороге образовалась пробка. Люди не могут добраться до работы.
Воспитатель: Как мы можем им помочь?
Дети: Поставить светофор, который мы починили.
Воспитатель: Правильно. Кристина, поставь светофор.
Воспитатель: Вот мы и навели порядок на главной улице нашего города. (Находим подарок)
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это? Посмотрим что там внутри? Это же стих! Это и есть наш подарок за помощь.
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться.
Воспитатель: Занимаем места в нашем автобусе. Мы отправляемся.
6. Воспитатель: Пока мы едем, я предлагаю вам выучить стихотворение.
Читаю стихотворение.
«Светофор» Автор В. Мостовой.
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофера.
Красный цвет - проезда нет.
Желтый - будь готов к пути,
А зеленый свет - кати!
Воспитатель: Ребята вам понравилось стихотворение?
Дети: Да
Воспитатель: Как оно называется?
Дети: Светофор
Воспитатель: О чем это стихотворение?
Дети: Про светофор.
Воспитатель: Сколько цветов у светофора?
Дети: 3
Воспитатель: Для кого они понятны?
Дети: Для шофера.
Воспитатель: Давайте скажем об этом строками из стихотворения?
Воспитатель: Я вам прочитаю стихотворение еще раз, вы внимательно послушайте, и постарайтесь его запомнить (повторно читаю стихотворение).
Воспитатель: Ребята, чтобы вам было легче запомнить стихотворение,
для вас есть подсказка, посмотрите в окно нашего автобуса. Это картинка подсказка к каждой строчке нашего стихотворения, она поможет вам быстро его запомнить.
Читаю стихотворение еще раз, показываю картинку, на экране.
Повторяем с детьми
Воспитатель: Молодцы ребята, запомнили стихотворение?
Дети: Да
Воспитатель: Двери нашего автобуса открываются «Ш-ш-ш». Выходим ребята из автобуса.
6. Итог занятия:
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне. Кто хочет рассказать стихотворение по картинке?
(По желанию детей)
Воспитатель: Молодец ….! Ребята, вам понравилось, как рассказал стихотворение ….? Как …. рассказал стихотворение?
Дети: Выразительно, красиво, правильно, громко.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята!
Рефлексия:
Посмотрите ребята, на столе лежат сигналы светофора красного и зеленого цвета. Если вы считаете, что вы работали отлично, хорошо – поднимите зеленый кружок. А если вы считаете, что ваша работа была немного затруднена, вы что-то забыли – поднимите красный сигнал. Поднимите их вверх. Смотрите, наша группа засветилась огоньками зеленого цвета.
Воспитатель: Что вам понравилось на нашем занятии?
Дети: Чинить светофор, учить стихотворение и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, у нас получилось помочь нашим жителям?
Дети: Да
Воспитатель: Как мы им помогли?
Дети: Починили светофор.
Воспитатель: Ребята, я вам желаю, чтобы вы всегда переходили дорогу на зеленый цвет светофора и соблюдали все правила дорожного движения.