Анастасия Тимонина
Конспект занятия по развитию речи «Осень» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
по образовательной области «Развитие речи» на тему: «Осень» для детей средней группы.
Составила воспитатель
МДОУ – детский сад №9 «Семицветик»
Тимонина А. А.
Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Осень“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные:
- вырабатывать умения пользоваться словами, обозначающими признаки осени;
- способствовать развитию словаря детей по данной теме.
Развивающие :
- совершенствовать умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать память, речь, мышление через игры и упражнения;
- развивать умения согласовывать движения с речью.
Воспитывающие:
- воспитывать заботливое отношение к природе;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Материалы и оборудование: конверт с письмом, мяч, презентация.
ТСО: интерактивная доска
Методы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: вопросы, загадывание загадок, речевые упражнения;
Практические: дидактические игры и упражнения.
Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы на тему осени, наблюдения за осенними признаками в природе.
Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, пасмурно, хмуро.
Организация детей :
1. Стоят возле воспитателя «стайкой»
2. Сидя на стульях полукругом перед интерактивной доской
3. Физкультминутка на ковре
4. Деятельность на ковре
5. За столами
Ход НОД
Часть I
- Здравствуйте, ребята. Сегодня такой чудесный день и у нас много гостей давайте поздороваемся со всеми. В такой денёк так и тянет отправиться в путешествие, а вы любите путешествовать? А не хотели бы вы отправиться в путешествие прямо сейчас? Тогда отгадайте, с кем мы будем путешествовать.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек. Я (осень).
- Правильно, мы отправляемся в путешествие с Осенью.
- Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, я прочту вам письмо, которое получила сегодня.
«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другие говорят, что рано. Мы не знаем, что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки дело для зайцев не простое».
- Вопрос даже очень интересный, правда ребята! Как вы считаете мы с вами сможем помочь зайцам сделать правильный выбор?
- Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Мы летим под облаками
Задеваем их руками
Пролетаем речку, лес
В нем полным-полно чудес
Полетали, подивились
И на стульчики опустились
В: Садитесь, ребята, на стульчики. Посмотрите, где же мы очутились?
Д: В осеннем лесу. (Слайд 1)
Часть II
- Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из трёх месяцев. А вы знаете осенние месяцы? Назовите, осенние месяцы по порядку? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
(На доске появляются картинки с осенними признаками).
- Осень в сентябре, октябре какая? (Ранняя, красивая, разноцветная, тёплая). (Слайд 2)
- Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, дождливая, морозная). (Слайд 3)
(Слайд 4- признаки осени)
- Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в тёплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идёт холодный дождь. Осенью часто дует ветер. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. Люди собирают урожай.)
Игра «Слово-слова-много слов» (Слайд 5)
Дерево- деревья-много деревьев (Слайд 6-7)
Лужа-лужи-много луж (Слайд 8-9)
Гриб-грибы-много грибов (Слайд 10-11)
Лист-листья-много листьев (Слайд 12-13)
- Ребята, почему осенью опадают листья? (Становится холодно, так деревья готовятся к зиме)
Листья осенью летят,
Что же это? (Листопад)
На экране появляется картинка с изображением листопада под музыку. (Слайд 14)
Часть III
- Ребята, предлагаю вам превратиться в листочки. Выходите на ковёр.
Физкультминутка на ковре
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.) Дети остаются на ковре
Часть IV
Ребята, вы говорили, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Ребята, давайте поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.
Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью – Дождь осенью идёт, моросит и т. д.
Урожай осенью- Урожай осенью убирают.
Птицы осенью- Птицы осенью улетают.
Деревья осенью- Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью- Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Игра: «Какая погода бывает осенью?»
- Когда идёт дождь, погода какая? – дождливая
- Когда дует ветер, погода какая? - ветреная
- Когда холодно, погода какая? - холодная
- Когда пасмурно, погода какая? - пасмурная
- Когда сыро, погода какая? – сырая
- Когда хмуро, погода какая? - хмурая
- Когда ясно, погода какая? – ясная
Итог
В. – Ребята, какие вы молодцы, всё вы знаете об осени. Ну а теперь пришла пора возвращаться нам в группу.
- Мы немного покружимся, снова в группе очутимся!
- Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (Мы говорили сегодня об осени)
- Что бывает только осенью? (Сбор урожая, листопад, отлёт птиц, звери готовятся к зиме: готовят запасы на зиму, меняют шубки)
- Так, что же мы ответим нашим зайчикам? (Осень наступила. Пора вам зайцы утепляться и менять шубки на белые)
- Молодцы ребята, я обязательно напишу ответ зайчикам. А вам предлагаю, сделать для них сюрприз.
Предложить детям нарисовать зайчат, переодевшихся в новые шубки.
Часть V
Творческая часть занятия : рисование «Белые, тёплые шубки для зайчат» (техника печатания).