Мария Александрова
Конспект занятия по ОО «Речевое развитие» на тему «Скоро в школу» с детьми 6–7 лет (компенсирующей направленности)
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-разработчик: Александрова Мария Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 73 Приморского района Санкт-Петербурга.
Возрастная адресованность: обучающиеся подготовительной группы компенсирующей направленности.
Длительность проведения: 30 минут.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект занятия по ОО „Речевое развитие“ на тему „Скоро в школу“ с детьми 6–7 лет (компенсирующей направленности)» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Виды детской деятельности: Познавательная, коммуникативная, двигательная.
Цель: Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях.
Педагогический замысел:
• Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности»;
• Развитие зрительного и слухового восприятия;
• Развитие слухового внимания, памяти, мышления, воображения;
• Развитие связной речи;
• Развитие связного монологического высказывания (толкование загадки);
• Совершенствование навыка слогового анализа слов;
• Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами, совершенствование навыков словообразования;
• Формирование грамматического строя речи (образование родительного падежа существительных в единственном и во множественном числе);
• Формирование грамматического строя речи (образование наречий от прилагательных);
• Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами;
• Формирование навыков работы с деформированным текстом (изменение глаголов по родам в прошедшем времени);
• Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности;
• Формирование готовности к школе.
Словарная работа:
Существительные: школа, школьник, учитель, ученик, класс, урок, перемена, учеба, знания, учебник, тетрадь, пенал, ручка, карандаш, линейка, кисточка, краски, резинка, дневник, альбом, пенал, ранец, парта.
Глаголы: учиться, писать, рисовать, петь слушать, считать, решать, задавать, готовить (уроки, дружить.
Прилагательные: прилежный, внимательный, старательный, аккуратный, неряшливый, строгий, добрый, заботливый, школьный, дружный.
Наречия: внимательно, старательно, прилежно, хорошо, плохо, отлично, грязно, умело, красиво.
Предварительная работа: Чтение рассказа В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано». Чтение рассказа Л. Пантелеева «Буква ТЫ». Прослушивание песни на слова М. Пляцковского «Учат в школе». Просмотр мультфильма «В стане невыученных уроков».
Оборудование: листы с силуэтами школьных принадлежностей, предметные картинки с изображениями школьных принадлежностей, два ранца разных цветов, мяч, кукла.
Технологии: проблемно-игровые, здоровьесберегающие.
Виды образовательной деятельности: рассматривание и обсуждение предметных картинок, отгадывание загадок, беседа, игровая деятельность.
I. Вводная часть
Коммуникативная игра «Дружные ладошки».
Дети встают в круг, здороваются друг с другом с помощью ладоней. Воспитатель показывает, как это нужно сделать. Воспитатель читает стихотворение:
Мы ладонь к ладошке приложили Соединяют руки.
И всем дружбу свою предложили
Будем дружно мы играть, Поднимают руки вверх.
Чтобы умными, добрыми стать.
Мы друг друга обижаем? Смотрят друг на друга,
качают головой.
НЕТ, НЕТ, НЕТ!
Мы друг друга уважаем? Смотрят друг на друга, улыбаются,
Размыкают руки.
ДА, ДА, ДА!
Воспитатель: «Мы с вами поздоровались. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Давайте начнем занятие».
II. Основная часть
Воспитатель: «Ребята, я вам раздала листы, где спрятались предметы. Пожалуйста, называйте по одному предмету, слушайте внимательно друг друга, чтобы не повторяться (Ответы детей). Отлично. Вы справились с заданием. Ребята, скажите, пожалуйста, кому нужны эти предметы? (Ответы детей). Верно - ученику. А как называются эти предметы одним словом? (Ответы детей)».
Воспитатель: «Правильно. Это школьные принадлежности. И я думаю, что вы догадались, о чем мы сегодня начнем разговор» (ответы детей).
Воспитатель: «Верно. Мы будем говорить о школе и школьных принадлежностях».
Вопросы воспитателя с опорой на сюжетную картинку.
Воспитатель: «Ребята, скажите, пожалуйста, кто работает в школе и учит учеников? (Ответы детей). Хорошо. Что делает учитель? (Ответы детей). Верно, учитель рассказывает, показывает, объясняет. Как можно по-другому назвать учеников? (Ответы детей). Да, правильно, школьники. А чему школьники учатся в школе? (Ответы детей). Конечно, школьники учатся писать, считать, решать задачи, рисовать, слушать, петь, бегать, прыгать, дружить. Ребята, а где находятся школьники, когда идет урок? (Ответы детей). Правильно, в классе. Как называется время между уроками, когда ученики отдыхают? (Ответы детей)»
Воспитатель: «Ребята, а теперь отгадайте загадки и объясните, что вам помогло их отгадать:
Чёрный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом ведет,
Там заметку кладёт. (Карандаш.)
А. Рождественская Открыть свою тайну любому готова,
Но ты от неё не услышишь ни слова. (Книга.)
А. Костаков
Крошки-птички
Сели в ряд
И словечки говорят. (Буквы.)
В. Фетисов Это что тут за зверёк
Ходит вдоль и поперёк?
В краске выпачканный нос,
Деревянный длинный хвост. (Кисточка.)
В. Данько
На чёрном поле скок-поскок –
Гуляет зайчик-белячок. (Доска и мел.)
В. Кремнев Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш. (Ластик.)
Воспитатель: «Молодцы, ребята. Быстро мы отгадали все загадки. Я вам предлагаю сыграть в игру со словами. Называется она «Доскажи словечко». Мы с вами еще вспомним предметы, без которых в школе никак не обойтись» :
• До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Я б такой исполнил танец.
Но нельзя, я школьный … (ранец)
• Рисовать решил я дом, открываю свой… (альбом).
• Вдруг прямою станет змейка, если есть в руках … (линейка).
• Гриб, лиса, медведь, корзина – всё слеплю из (пластилина).
• Нанесет она узор очень трепетный и нежный,
Будь то небо или бор, иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель - всё раскрасит … (акварель).
Воспитатель: «Очень хорошо мы постарались. Давайте теперь отдохнём и немного разомнёмся. Вставайте около своих стульев».
Физкультминутка. Дети выполняют движения соответственно тексту:
Мы зарядку делать будем,
Мы руками быстро крутим,
То назад, а то – вперед, а потом – наоборот.
Наклоняемся пониже. Ну-ка, руки, к полу ближе!
Выпрямились, ноги шире. Тянем спинку, три четыре.
На площадке красный мячик выше всех сегодня скачет.
Вместе мячиком скачу, до небес достать хочу.
Стоп! Закончилась зарядка. Вдох и выдох для порядка.
Воспитатель раскладывает на столе перед детьми предметные картинки с изображением школьных принадлежностей (аль-бом, аз-бу-ка (бук-варь, гу-ашь, днев-ник, ка-ран-даш, гло-бус, кис-точ-ка, крас-ки, ак-ва-рель, ли-ней-ка, пе-нал, плас-ти-лин, руч-ка, ре-зин-ка, то-чил-ка, тет-радь, цир-куль, у-чеб-ник). По краям стола ставит два ранца разных цветов, либо два плоскостных изображения ранцев. Задание можно дополнить, попросив детей устно поставить ударение в каждом слове.
Воспитатель: «Посмотрите, перед вами два ранца: один розовый, другой – голубой. Я предлагаю вам представить себя настоящими первоклассниками. Подходите по одному к столу и уложите школьные принадлежности, в названиях которых по два слога в розовый ранец, а названия которых делятся на три слог – в голубой.»
Дети выполняют задания, Воспитатель предлагает проверить правильность выполнения задания по ходу работы, а потом убирает.
Воспитатель берет в руки мяч.
Воспитатель: «Следующая игра называется «Семейка слов». Давайте попробуем образовать слова одной семейки со словом учить. Как называют тех, кто учится в школе? (Ответы детей.) (Ученик, ученики.) Кто учит учеников в школе? (Ответы детей.) (Учитель, учительница) Как называется процесс получения новых знаний, увлекательное, интересное, но в то же время ответственное занятие (Ответы детей.) (Учеба.). Как называется книга, по которой учатся ученики? (Ответы детей.) (Учебник). В школе ученики получают документ, который называется билет. Какой он? (Ответы детей.) (Ученический билет.). Стихотворение наизусть нам нужно, что сделать? (Ответы детей.) (Выучить.)»
Воспитатель: «Молодцы! Повторите все слова из одной семейки. (Ответы детей. Предполагаемый ответ: учить – ученик – учитель – учительница – учёба – учебник – ученический - выучить).»
Воспитатель: «А теперь, ребята, помогите мне закончить предложение, ответив на вопрос «как?»
Мальчик – хороший ученик, он учится (как (Ответы детей) (хорошо). Внимательная девочка всегда слушает (как) (Ответы детей) (внимательно). Старательные ученики всегда делают уроки (как (Ответы детей) (старательно). Прилежные ребята учатся (как… (прилежно). Тот, кто получает отличные отметки, учится (как… (отлично).
Воспитатель знакомит детей с девочкой (куклой) по имени Растеряшка. Игра «Чего нет?».
Воспитатель: «Дети, познакомьтесь. Эту девочку зовут Растеряшка. Растеряшка всегда всё теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу. Все ребята достали учебники, а у неё нет (чего… (Ответы детей). Дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего… (Ответы детей). У всех в пенале ручка, а у неё нет (чего… (Ответы детей). Дети достают цветные карандаши, а у неё нет (чего… (Ответы детей). Как вы думаете, чего ещё нет у Растеряшки? (Ответы детей)».
Воспитатель: «Растеряшка очень много мне рассказала про своих друзей-одноклассников. Догадайтесь, что она рассказывала про своих друзей. Давайте закончим предложения словами-наоборот:
Даша опрятная девочка, а Саша – (неряшливый).
Лида старательная девочка, а Лена - … (ленивая).
Женя толстый мальчик, а Коля - (худой).
Витя сильный, а Рома (слабый).
Петя храбрый, а Олег … (трусливый).
Вася учится хорошо, а Федя … (плохо).
У Иры портфель новый, а у Кати (старый)».
Воспитатель: «Ребята, Растеряшке задали домашнее задание. Она его, конечно, сделала, но просит вас проверить, правильно ли Растеряшка выполнила задание. Поможем Растеряшке? (Ответы детей)».
Воспитатель читает деформированный текст. По ходу чтения текста дети исправляют ошибки:
«Пришел (пришла) Даша из школы. Дома был (была) одна мама. Даша села у стола, взял (взяла) книжку. Даша прочёл (прочла) маме сказку. Мама был рад (была рада)».
Воспитатель: «Здорово! Вы быстро справились с заданием».
I. Заключительная часть
Воспитатель: «Вы сегодня большие молодцы! Мы сегодня изрядно потрудились. Вот как много вы уже знаете о школе. И кукле Растеряшке вы помогли. Я думаю, глядя на то, как вы старательно занимаетесь, она будет более внимательной и перестанет забывать свои вещи. 1 сентября вы пойдете в школу, и вас встретит ваша первая учительница. Я уверена, что она будет доброй, внимательной и заботливой, как мама. А я желаю вам учиться на «4» и «5».
Список использованной литературы
1. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2019. – 208 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелым нарушением речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 640 с.
3. Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. – СПб. : КАРО, 2009. – 256 с.
4. Образовательная социальная сеть nsportal.ru https://nsportal.ru/ [Дата обращения 15.05.2021].
5. Международный образовательный портал MAAM.RU https://www.maam.ru/ [Дата обращения 15.05.2021].