Гурова Галина Владимировна
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение рассказа Н. Н. Носова «Автомобиль»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 «Светлячок»
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: чтение рассказа Н. Н. Носова «Автомобиль»
Воспитатель 1 категории: Гурова Г. В.
Город Верхний Уфалей
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе „Чтение рассказа Н, Н, Носова „Автомобиль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Носов Н.Н.
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
Ноябрь 2021 г.
Программное содержание.
1. Познакомить детей с творчеством Н. Н. Носова, с рассказом Н. Н. Носова «Автомобиль». Учить внимательно слушать литературное произведение, понимать его смысл. Дать понятие о жанровых особенностях рассказа, видеть его начало, основную часть и завершающую часть. Учить детей правильно понимать изображенные на картинках ситуации. Закрепить знания о разных частях машины, о правилах поведения на дороге. Учить детей анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном. Познакомит с пословицей о ПДД.
2. Развивать интерес детей к художественной литературе, связную речь детей, воображение, мышление.
3. Воспитывать любовь к книге, нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.
4. Словарная работа: капот, бампер, буфер, тротуар, мостовая, переулок, кузов, писатель, рассказ.
Оборудование: мольберт, магниты, цветные квадраты, иллюстрации к рассказу, портрет Н. Н. Носова, книги Н. Н. Носова, презентация «Добрый волшебник-Н. Н. Носов», ноутбук, раскраски по рассказу Н. Н. Носова «Автомобиль», конфеты.
Предварительная работа: загадывание загадок, рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт», беседы по ПДД.
Индивидуальная работа: индивидуальное повторение слов Анжелой Б., Миланой И., упражнять в чётком произношении звуков «ш» Максима К., Машу Л., «р» - Аделину Б., Лёву Б., учить отвечать на вопросы предложением Антона Р., Соню К.
Ход. Дети заходят в группу здороваются с гостями и говорят приветствие:
«В этот осенний день
Нам здороваться не лень.
Шлём привет мы всем вокруг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Шлём привет мы всем гостям,
Очень, очень рады вам.»
Мотивация. Ребята, к нам в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. Он спрятался и покажется тогда, когда вы отгадаете о нём загадку и ответите хором, в рифму:
«Озорной, смешной мальчишка,
Он художник и поэт.
Он весёлый коротышка,
От него вам всем привет!
Ты сейчас его узнай-ка!
К нам пришёл герой…» (Незнайка)
Незнайка появляется и здоровается с детьми: «Я очень рад, что вы меня узнали. Ребята, скажите, из какой я сказки? Молодцы! Ребята, вы знаете, какой волшебник придумал меня и моих друзей? Я тоже не знаю и очень хочу узнать!» Воспитатель: «Ребята, а вы хотите узнать? Незнайка, оставайся у нас и вместе с детьми узнаешь об этом волшебнике.»
1 часть. Сегодня у нас день волшебства. Чтобы увидеть замечательного волшебника, нужно произнести волшебные слова: «Хочу всё знать!» Давайте все вместе произнесём. Закройте глаза и повернитесь вокруг себя. (дети поворачиваются, воспитатель показывает портрет Н. Н Носова) Ребята, вы знаете кто это? Это не просто человек, это волшебный человек и зовут его Н. Н. Носов. Конечно, на нем нет волшебного наряда, колпака и волшебной палочки, зато у него есть много интересных книг. (Показывает на выставку книг.) Его профессия – писатель. (Дети садятся на стулья и знакомятся с презентацией «Добрый волшебник – Н. Н. Носов».)
1 слайд. Сейчас я познакомлю вас с добрым волшебником – Н. Н. Носовым.
2 слайд. «Перед Носовым снимите шляпу,
Ведь он сам Незнайкин папа».
3 слайд. Родился Николай Носов в городе Киеве. Папа был актером. Мама – натура тонкая и чуткая, рукодельница и певунья, воспитывала 4 детей.
4 слайд. Когда Николай Носов был маленьким, он очень любил самые разные занятия : прекрасно играл в шахматы, дрессировал собак, учил грамоте младших детей, пробовал играть на скрипке, читал много книг, играл в школьном театре и пел в детском школьном хоре, увлекался химией, математикой.
5 слайд. А потом он увлекся фотографией и решил учиться на фото и кинорежиссера. В годы ВОВ он снимал фильмы на линии фронта.
6 слайд. Николай Носов не сразу стал писателем. Писать рассказы Носов стал, когда у него уже подрастал сынишка. И писались эти занимательные истории именно для него. Просто нужно было сочинять что-то забавное для сынишки и его друзей.
7 слайд. Первый рассказ Николая Носова, который он сочинил — это рассказ «Затейники». Его напечатали в детском журнале «Мурзилка».
8 слайд. Н. Н. Носов написал более 40 произведений для детей, которые представлены на слайде: «Живая шляпа», «Заплатка», «Фантазёры», «Огурцы» и др. Писатель завоевал любовь читателей всех возрастов.
9 слайд. Книги Н. Носова нравятся детям, потому что в них рассказывают о таких же, как они непоседах, изобретателях и фантазёрах – словом об обычных мальчиках и девочках.
10 слайд.
Носов – детских книг творец.
Ну какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту и смех, и юмор
Показать нам всем хотел!
11 слайд. Читайте книги Н. Носова.
Ребята, вы хотите вместе с Незнайкой узнать больше о книгах Н. Н. Носова?
А сейчас я хочу прочитать вам произведение Н. Н. Носова. А чтобы узнать, как оно называется, вам нужно отгадать загадку:
«Двери, окна, но не дом.
Есть сиденья даже в нем.
Фары светят, как глаза,
Есть четыре колеса.
Из - под них клубиться пыль.
Это что?» (автомобиль)
Чтение рассказа Н. Н. Носова «Автомобиль».
- Ребята, вам понравилось произведение? А тебе, Незнайка? (Незнайка говорит, что многие слова в рассказе были непонятны.) Ребята, давайте вместе объясним смысл непонятных слов.
Капор – детский, а также женский головной убор с лентами, которые завязываются под подбородком.
Капот - откидная крышка различных механизмов.
Кузов – это часть автомобиля, предназначенная для размещения пассажиров и грузов.
Буфер - у железнодорожных вагонов специальное устройство для смягчения силы удара, толчка при столкновении.
Бампер – это деталь автомобиля (на случай легкого удара, расположенная спереди и сзади.
Тротуар – пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов.
Мостовая – покрытая асфальтом проезжая часть улицы.
Переулок –небольшая, обычно узкая улица, соединяющая две другие, параллельные улицы.
А теперь отдохнём и покатаемся на машине.
Физкультминутка:
Завели машину: р-р-р. Вращения руками перед грудью
Накачали шину: ш-ш-ш. "Насос".
Улыбнулись веселей
И поехали скорей. Вращение воображаемого руля.
Едем-едем мы с тобой Движения имитирующие поворот руля
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, Руки вверх, хлопок над головой
Колесо спустилось: стоп. Руки через стороны вниз, присесть.
Накачали шину: ш-ш-ш. Да. "Насос".
Мы шофёры хоть куда! Рука вытянута вперёд, большой палец вверх.
2 часть. Чтобы Незнайка хорошо понял и запомнил произведение, нужно ответить на вопросы. Не забывайте отвечать громко, полным ответом, не перебивать друг друга. Беседа по содержанию.
- Скажите, «Автомобиль», сказка, рассказ, может быть стихотворение? Как вы догадались? (В отличии от сказки не используется вымысел и волшебство. Рассказ – это короткое произведение, в котором описывает какой-то фрагмент из жизни главного героя. В отличии от стихов не выдерживается рифма.)
- Кто главные герои рассказа? (Два мальчика Коля и Миша.)
- Какой Коля? (Спокойный, рассудительный, верный друг.)
- Какой Миша? (Проказник, беспечный, глупый, отчаянный.)
- О чем спорили мальчишки, когда увидели автомобиль? (О марке машины, о составных частях автомобиля.)
- Вспомните, какие делал ошибки Мишка в описании составных частей машины? (Мишка капот называл капор, кузов-пузо, бампер-буфером.)
- Действительно ли он был таким специалистом по автомобилям, каким хотел показаться своему другу? (Нет.)
- Кому из мальчиков пришла идея сесть на бампер и поехать? (Мишке.)
- Почему Коля согласился покататься на машине? (Коле пришлось поддержать Мишку, чтобы не бросать друга в одиночестве.)
- Скажите, было ли решение прокатиться на бампере автомобиля смелым? (Нет.)
- Хорошо ли они представляли себе всю опасность поступка? (Они плохо представляли последствия поступка.)
- Как можно назвать этот поступок? (Неправильным, необдуманным, глупым.)
- Кто из мальчишек оказался трусишкой? (Мишка.)
- Кто на перекрёстке засвистел в свисток? (Милиционер.)
- Почему милиционер остановил машину? (Мальчики могли упасть с машины.)
- Как вы считаете, герои рассказа поступили правильно, написав письмо? (Правильно.)
- А почему они решили его написать, какие чувства толкнули их на это? (Ребятам жаль стало того, кто их вез. Ведь шофер совсем не виноват. Чтобы избавить водителя от проблем с милицией, мальчики написали письмо. В нем была просьба не наказывать шофера и признание своей вины.)
- Как вы думаете, это совсем веселая, смешная история или немного грустная, печальная? Почему? (Рассказ убедил нас в том, что незнание и баловство не приведут к добру.)
- Чему учит рассказ? (Главная мысль рассказа : улица не место для игр, каждый должен соблюдать ПДД. Учит осторожности и бдительности на дороге. Учит уметь признавать свои ошибки и просить прощения.)
Герои рассказа поступили неправильно. И хочется дать им совет, сказав словами пословицы: «Знай правила движения – заслужишь уважение.» Повторите хором. Повтори Анжела, Максим. Скажите, а вы выполняете ПДД?
Чтобы никогда не попадать
В сложные положения,
Надо знать и соблюдать
Правила дорожного движения!
- Назовите части рассказа. Ребята, что еще бывает на страницах книга с рассказами и сказками? Это иллюстрации к нашему рассказу. На иллюстрациях умный Знайка зашифровал слово (на обратной стороне иллюстраций нарисованы буквы). Чтобы слово прочитать, нужно разложить иллюстрации в правильной последовательности. Незнайка просит ему помочь и разложить их в правильном порядке. Теперь переверните карточки. Прочитайте, что получилось? (рассказ) Молодцы!
Итог. Незнайка поощряет всех детей, за то, что они познакомили его с писателем, с рассказом, внимательно слушали, отвечали на вопросы, хорошо знают и соблюдают ПДД, знают составные части машины, правильно разложили иллюстрации и прочитали слово. Незнайка прощается с детьми и уходит. Дети, что мы с вами читали? Кто его написал? Покажите мне, какой отрывок рассказа вам понравился при помощи цветного квадрата, поместив его под соответствующей картинкой. Хорошо. Поощряю каждого ребёнка за находчивость и сообразительность в угадывании загадок, за чёткое проговаривания пословицы, трудных слов, звуков в физ. минутке, правильные ответы на вопросы, за внимательность, активность, за составление последовательного ряда картинок и т. д. Я надеюсь, что в нашей группе дети любят дружить и совершать хорошие поступки, а научиться этому нам помогут наши надёжные друзья – книги! Сюрпризный момент: на слайде появляется Незнайка, который запускает шары! Шары прилетели в д/с с раскрасками и конфетами.