Дарья Босоногова
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей представлений о народной игрушке Матрешке, как символе России.
Задачи:
Образовательные:
• продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;
• способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;
• вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.
Развивающие:
• развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства;
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе „Русская матрешка — символ России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
• развивать мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные
• воспитывать любовь и интерес к народным игрушкам;
• содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение стихотворений о матрёшке, пальчиковая гимнастика.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: игрушка матрёшка, подарочная коробка, презентация, конверты с разрезными картинками.
Ход:
Организационный момент.
- Ребята давайте встанем, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга:
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Я живу в родном краю,
И конечно всех люблю.
Молодцы, присаживайтесь. (Дети садятся на стульчики).
Основная часть
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете выражение «родной край»?
Правильно, это наша родина.
-Скажите, как называется наша страна? /Росиия/
-Как называется главный город нашей страны? /Москва/. А как называется город, в котором мы живем? /Лодейное Поле/
Ребята, сегодня мы поговорим о символах нашей страны.
- Символ - это предмет, его видишь и думаешь о России. Это особенные предметы, которые есть только у нас в стране. - Какие символы нашей Родины вы знаете? (береза, флаг, герб, ромашка, самовар)
Воспитатель:
-Сегодня вы познакомитесь ещё с одним символом, он спрятался в той коробочке. Кто это?
-Узнайте, если загадку отгадаете:
Красненький платочек,
Сарафан в цветочек.
Упирается рука,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Наша русская …./ матрёшка/.
Воспитатель: Молодцы, сегодня мы подробнее познакомимся с символом- матрёшкой.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на матрёшку, какая она? (нарядная, красивая, румяная, яркая).
-У матрёшки красные щеки, значит она какая? (краснощекая).
-У матрёшки черные брови, то она какая? (Чернобровая)
Воспитатель:
Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви и согласия.
Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память.
-Ребята может кто-то знает как у нас в России появилась матрешка?
-Ну тогда послушайте сказку.
Один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его - а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …
Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, по фамилии Звездочкин, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Как-топозвал купец мастера Звездочкина к себе и увидел мастер необычную игрушку. И задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только простая, деревянная. Не очень красивая получилась, подумал мастер Звездочкин. Дайка я позову художника, пусть раскрасит её. Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. их украшал красками, разрисовывал им сарафаны, платья, платочки. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали.
Вот так выглядели первые матрёшки.
Воспитатель: С тех пор стали делать матрёшек в разных городах. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные. Появились семёновские, вятские, загорские, полхов-майданские матрёшки.
Воспитатель: Вот так, ребята, родилась русская матрёшка.
- Ребята, наша матрешка, веселушка - хохотушка, очень любит играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко поиграем:
Физкультминутка "Матрешка и мышь»
Вот матрешечки гуляли, («Гуляют» по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. («Собирают ягоды»)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. (Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали. (Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, (Выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали. (Кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки (Прикладывают руки то к одному, то к другому уху)
Побежали по дорожке
Чьи – то серенькие ножки. («Прислушиваются»)
Эй, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это – мышь! (Дети бегут к своим стульчикам).
Молодцы, присаживайтесь.
Воспитатель: Ребята давайте вместе рассмотрим и расскажем во что одета матрешка? Что на голове у матрешки?
Дети: На голове у матрешки повязана косыночка, платочек, одевали матрешку в сарафан.
Воспитатель: Ребята, а что нарисовано у матрешки на сарафане?
Дети: Цветочки, горошки, полосочки.
Воспитатель: А какого цвета цветочки и горошки?
Дети: Красные розовые, зеленые.
Воспитатель: Скажите какого обычно размера цветочки?
Дети: Большие и маленькие.
Воспитатель: Из какого материала делали матрешек?
Дети: Из дерева.
Я, матрешка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
- Ребята, матрешка пришла к нам в гости не одна, а со своими подружками. Только куда они подевались? Вы не знаете? (нет). Давайте вместе подойдем к столам, я там вижу цветные конверты. Откроем их и проверим, что в них.
- Да, верно, в них матрешки, только по дороге они сломались. Нужно их собрать и тогда увидим какие красавицы к нам в гости спешили
Д/и «Сложи картинку»
(дети открывают конверты, собирают картинку из частей)
- Молодцы, присаживайтесь на стульчики.
Рефлексия:
Воспитатель: - ребята, вам понравились матрешки, которых вы собрали? (Да).
Воспитатель: О какой русской народной игрушке мы сегодня с вами разговаривали? Дети: О матрешке!
Воспитатель: Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек? Дети: Вырезают из дерева.
Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с прекрасной русской народной игрушкой — матрешкой. Мы узнали, кто первым ее сделал, расписал. Узнали, почему она так называется. А еще мы много играли с этой игрушкой и поняли, какая она веселая и интересная.
Матрешке тоже понравилось у вас в гостях, вы такие молодцы загадку быстро отгадали, с матрешкой поиграли, подружек собрали.
За это матрешка приготовила вам подарки (достает из коробочки раскраски) раскраски с матрешками.
- Матрешка говорит вам всем спасибо и до свидания! (дети прощаются с матрешкой)