Олеся Ярушина
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента «Большая и малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК» С. БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДЕТСКИЙ САД "ВАСИЛЕК" С. НИЖНЕЕ БОБИНО
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента
Тема : «Большая и малая Родина»
Возрастная группа: старшая разновозрастная
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента „Большая и малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Воспитатель :Ярушина Олеся Николаевна
с. Нижнее Бобино
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
- Продолжить формировать у детей представление о России, как о родной стране;
- Формировать уважительное отношение к государственным символам;
- Знакомить детей с понятием о Родине малой и большой;
- Воспитывать у детей любовь к родине,
- Формировать гражданско- патриотические чувства.
- Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения;
- Расширять словарный запас за счет имен существительных (родители, мама, папа, сестра, брат, дом, страна, деревня, Родина) и имен прилагательных (Родная, родной, большая, малая)
- Развивать внимание и память – узнавать на картинках флаги и гербы.
- Развивать выдержку, умение соблюдать правила игры;
- Развивать память, сообразительность, находчивость.
Словарная работа: родная сторона, Родина, Россия, большая Родина, малая Родина, Башкортостан, Уфа.
Материалы:
- изображение президента РФ, гербов и флагов;
- наглядно-дидактические пособия;
- фотографии с видами села, городов и страны;
Предварительная работа:
- беседы о российской символике;
- чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;
- рассматривание фотографий деревень;
- рассматривание иллюстраций и выполнение работ по раскрашиванию Флага и герба Башкортостана.
Методы и приемы: игровые, словесные, наглядные, вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, самооценка.
Ход занятия.
Звучит песня «У моей России»
Воспитатель : Здравствуйте мои дорогие ребята! Вам понравилась песня, которую вы послушали? А о чем в ней пелось? (О России, о маме)
Воспитатель : А что такое Россия? (ответы детей)
Воспитатель : Сегодня, мы с вами поговорим о нашей стране, о нашем родном крае в котором живем.
Воспитатель читает стихотворение
«Россия Родина моя!»
Россия, Родина моя!
Храни себя!
Свои просторы голубые
До боли милые, родные.
Россия – Родина моя, твоя,
И наших близких
За все спасибо говорим!
И кланяемся низко!
- А что означает слово «Родина»
- «Родная сторона» - это то место, где нам все дорого, близко, где мы родились, где все для нас родное. Такое место по – другому называется Родина! Наша Родина – Россия!
- Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва)
- Как зовут президента нашей страны?
- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие? (Герб, флаг, гимн).
- Кто мне назовет цвета Российского флага? (Белый, синий, красный).
Ребята, эти цвета выбраны неслучайно. Они издавна считались на Руси самыми красивыми. Часто, читая русские сказки мы встречаемся с этими цветами: синее море, красна девица, весна- красна, белый цвет. Что означает каждый цвет флага.
Белый цвет означает мир, благородство, чистоту.
Синий цвет – небо и верность.
Красный цвет – огонь, отвага, героизм.
Стихотворение:
Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
Стихотворение:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.
- А что такое гимн? (Гимн – это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя.)
- Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.
Звучит «Государственный гимн Российской Федерации» муз. А. В. Александрова, сл. С. В. Михалкова
Воспитатель : А какая музыка у гимна? (Музыка была торжественная, величавая, гордая.)
- Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много. Все это наша с вами Большая Родина!
Пословицы послушайте:
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Жить – Родине служить.
Родная земля и в горсти мила.
- А еще в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит? (ответы детей)
- Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наше село, это наша Малая Родина.
- У каждого из нас есть малая Родина. Как называется село в котором вы живете? (Нижнее Бобино)
- Место, где находится наше село называется Республика Башкортостан.
Многие поэты Башкортостана, художники, писатели, посвятили Малой Родине свои стихи, картины. Вот и я хочу сегодня поговорить с вами о родном крае, о нашей Родине – о Республике Башкортостан. Наша республика большая и красивая. У нее есть свой государственный флаг и герб. И свой гимн, который написал башкирский композитор Фарит Идрисов.
- Дети, давайте с вами встанем и послушаем гимн Республики Башкортостан (звучит гимн). Садитесь ребята.
- А теперь давайте с вами посмотрим на флаг Республики Башкортостан. Скажите мне на какие цвета разделен флаг Башкортостана? (синий, белый и зеленый)
Воспитатель : Правильно. Каждый цвет имеет свое значение.
Синий цвет означает ясность и добродетель.
Белый цвет – мир, дружелюбие и открытость.
Зеленый – свободу, жизненный расцвет и возрождение.
Центральный символ флага – золотое кольцо, которое находится в середине белой полосы. Внутри кольца есть соцветие курая с семью лепестками. Соцветие курая символизирует единство и дружбу народов Республики, а семь лепестков соответствует числу родов, исторически проживающих на территории Башкортостана и положивших начало единению.
На государственном гербе Республики Башкортостан изображен памятник Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом.
Воспитатель : Вы наверно уже чуть – чуть устали? Давайте с вами немного отдохнем. Выходите все ко мне.
Физминутка
«Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).
По многоводным рекам плывут красивые корабли (изображать волны).
В лесах растут высокие деревья (руки вверх).
В чаще леса живут косолатые медведи (Изображаем медведей, серые зайцы, рыжие лисицы).
На полях порхают разноцветные бабочки (взмахи руками, прыгают зеленые кузнечики)».
- Молодцы ребята, садитесь на свои места. Давайте с вами продолжим нашу беседу о Республике Башкортостан.
- Ребята, кто сможет сказать, как называется столица Республики Башкортостан? (Уфа).
- Город Уфа, очень большой и красивый город. Много легенд связано с названием этого города. Изучением этого вопроса занимался известный уфимский тюрколог Николай Дмитриев, который считал, что название восходит к древнетюркскому «уба» (холм, курган, гористая местность) Есть также мнение о происхождении названия города от другого древнетюркского слова – «уфак» (малый, небольшой) или от названия башкирского рода «упей». По финно-угорской версии, слово «уфа» имеет значение «вода», а также «медвежья лапа». Единого мнения о происхождении названия города нет. Ребята, а какие города Республики Башкортостан вы знаете еще? (Стерлитамак, Салават, Нефтекамск Ишимбай и другие)
Важнейшие отрасли промышленности Башкирии
• нефтедобыча и нефтепереработка;
• химия и нефтехимия;
• электроэнергетика;
• деревообрабатывающая промышленность;
• промышленность строительных материалов;
• машиностроение и металлообработка;
• металлургия.
Воспитатель : - Каждый город Башкортостана чем-то славится, но в нашей республике, кроме городов есть еще и села, в которых выращивают богатый урожай. Башкортостан – это земледельческий край. На его полях выращивают много разных культур. Какие культуры выращивают у нас?
Воспитатель : Правильно, а основное богатство нашей республики – это хлеб. Труженики полей выращивают рожь и пшеницу.
- Республика Башкортостан многонациональная республика. В Башкортостане проживают люди разных национальностей : татары, башкиры, русские, чуваши и многие другие. Все они живут в мире и согласии. Вместе трудятся, отдыхают, стоят дома, города, приумножают богатства родного края и заботятся о нем. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любить свою Родину, природу – это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с ней!
Воспитатель : Ребята, а вы любите свою Родину?
Дети: Да.
- Давайте посмотрим, какие памятные места есть в нашем селе?
Просмотр слайдов с видами села.
Итог занятия :
- Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
- Почему вы любите свою малую родину? (ответы детей)
- Почему в народе говорится: «На чужой сторонушке рад своей воронушке»? (ответы детей)
- Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась все краше? (ответы детей)
- Дорогие ребята! Любите свою родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции!
Список используемой литературы
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издание 2 – е, исправленное и дополненное. Москва «Москва – Синтез», 2011.
2. Агишева Р. Л., Губайдуллина Ф. Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.
3. Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М. : Издательство «Ювента». – 2003.
4. Маркова Н. А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С. - 85.
5. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т. И. Оверчук. М., 2004.
6. Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И. Г. Акманова. – Уфа: Китап, 2001.