Наталья Давиденко
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Как жили люди на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с предметами быта и традициями русского народа.
ЗАДАЧИ:
1. Закрепить знания детей о жилище на Руси, о предметах русского быта (печь,, ухват, чугун, горница, кут и т. д.)
2. Познакомить детей с избой- жилищем крестьянина.
3. Развивать связную монологическую речь.
4. Воспитывать любовь и уважение культуре и быту русского народа.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, разучивание народных игр, стихотворений, знакомство с русским фольклором, образовательной деятельности.
Словарная работа: ухват, прялка, чугунок, изба, горница.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о старинных предметах быта, беседа о значении леса в жизни человека и изготовление домашней утвари. Разучивание пословиц и поговорок, разучивание народных игр. Чтение русских народных сказок.
Материал к занятию :
Мультимедийное устройство, запись русской народной песни, игры на ложках.
Целевой ориентир:
Умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками.
Ход:
Звучит русская народная мелодия. Входят дети.
Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие! Много гостей, много и новостей. Из каких краев будете? Как страна называется в которой вы живете?
Дети: Россия!
Воспитатель : В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью великою.
Ребята я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.
Игра «Разрезные картинки» (дети, сидя на ковре)
(дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба, русская печь)
- Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор? (о жизни на Руси, как жили в русской избе)
Ребята я вас приглашаю присесть на наши лавочки и как говорили раньше на Руси-«Сядем рядком, да поговорим ладком».
Воспитатель : Ребята. Послушайте пожалуйста стихотворение:
Русь деревянная-края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…
Воспитатель : А, знаете почему Русь называли деревянной (слайд избы)
Воспитатель : Правильно! Давным-давно на Руси люди строили себе дома из брёвен. Такие дома называли избами. И всё в избе было из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и многое другое.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, почему? (Потому что люди жили в окружении лесов, на Руси было много лесов).
Воспитатель : А ещё строили из брёвен, потому что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда было тепло, а летом, в жару было прохладно.
Изба состояла из одной комнаты (горница) поделенной перегородками, или как раньше называли – куты.
Центральное место в избе занимало некое строение о котором я загадаю загадку.
Послушайте и отгадайте:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает
Что дают – глотает». (Печь) Слайд.
Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду. В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги.
Между печью и стеной находился стряпной или бабий кут. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка – деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Ответы детей)
Воспитатель : Где находился в избе «бабий кут»? (Ответы детей)
Ребята давайте немножко разомнемся
Физминутка
Мальчики:
Мы работали, устали, (косят траву)
Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают)
Пояском их подвязали.
Эй, подружки, выходите, (зовут движением руки)
На нас, нарядных, поглядите! (руки в стороны, выставляют ногу вперед)
Девочки:
А мы тоже наряжались, (руки в бока)
В хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают)
Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою.
Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали,
Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.
Воспитатель : Русская печь упоминается во многих русских сказках. Я буду загадывать, а вы отгадывайте, как называется сказка.
Мишка по лесу идет
Короб на спине несёт.
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела…
«Маша и медведь». (Слайд).
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала…
«Гуси-лебеди». (Слайд).
Он от бабушки ушёл,
Он от дедушки ушел.
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
«Колобок». (Слайд).
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
«По щучьему веленью…». (Слайд).
Воспитатель : А еще в избе было много предметов-помощников, а какие – мы сейчас увидим:
1. «Чугунок» (Слайд).
Правильно-это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он очень тяжелый т. к. сделан из чугуна (железа). Особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
2. «Ухват» (Слайд).
Возле печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок из печи со щами и кашей.
3. «Самовар». (Слайд).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Самовар стал СИМВОЛОМ добра, домашнего уюта и семейного покоя.
4. «РЕШЕТО». (Слайд).
Ситом сеяли муку, и тогда пироги получались очень пышными и мягкими.
5. «Прялка». (Слайд).
Долгими зимними вечерами хозяйка на ней пряла пряжу. А из неё затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
6. «Лучина». (Слайд).
В давние времена не было электричества, поэтому люди пользовались лучинами.
Игра «Раньше-теперь»
Воспитатель : Мы с вами узнали, что в избе есть бабий кут, но есть ещё и мужской кут.
(показ презентации)
Он находится по другу сторону от входа – хозяйский, мужской кут, где стоял сундук и ларь. Ларь -. Его в старину называли «закрома», потому что в нём держали зерно, муку. А сундук - это большой ящик, окованный и закрытый на замок, использовался для хранения одежды и утвари. Здесь же стояли лавки, под ними хозяин хранил свой инструмент. Сундуки стояли на виду, чем больше сундуков, тем богаче считались хозяева.
Воспитатель :
Дети, для чего нужны были сундуки? (Ответы детей)
А что хранили в ларях? (Ответы детей)
(показ презентации)
Воспитатель : Дети, а как вы думаете, что это за место в избе? (Ответы детей)
Главный угол в избе назывался красным. В красном углу самом светлом и чистом, размещалась божница - полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.
Дети, какие предметы находились в красном углу?
Дети: стол, лавки.
Воспитатель : Для чего? (Ответы детей (показ презентации)
Воспитатель : За столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. У каждого в семье была своя ложка, которую вырезали из дерева. Если есть деревянной ложкой пища становится ароматнее, вкуснее. Кушая деревянной ложкой никогда не обожжешься. И в гости ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили : «Запасливый гость без ложки не ходит».
А еще деревянные ложки на Руси были музыкальными.
Под музыку дети играют на ложках.
- А вот и наша «Ложка-говорунья». У кого в руках окажется, тот и ответ держать будет:
- Что нового вы узнали сегодня?
Воспитатель : Что интересного вы узнали на занятии?
Как назывался дом в древней Руси?
Как называется главная комната в избе?
Какая самая главная вещь в горнице?
Какие предметы быта вы запомнили?