Елена Хрестина
Конспект занятия по рисованию тычком в средней группе на тему «Прогулка в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ комбинированного типа
№ 63 «Веснушки»
Конспект занятия
по
художественно-эстетическому развитию
в средней группе.
Нетрадиционное рисование
на тему: «Прогулка в зимний лес».
Автор: Хрестина Елена Дмитриевна.
Воспитатель 1 к/категории.
г. Брянск
2018 год.
Цель: формирование умения рисовать с использованием нетрадиционной техники изображения «тычок»;
формирование эмоциональной отзывчивости, сочувствия к игровым персонажам и желания им помочь.
Программные задачи.
1. обучающие:
Публикация «Конспект занятия по рисованию тычком в средней группе на тему „Прогулка в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Рисование
- Зимние деревья, пейзаж. Рисование
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
побуждать детей создавать изображение предмета с помощью нетрадиционной техники рисования – способом тычка жесткой кисти;
формировать умение рисовать медвежонка способом тычка в определенной последовательности: сначала по контуру предмета, а затем - внутри него;
совершенствовать умение пользоваться кисточкой-тычком, держа ее тремя пальцами правой руки вертикально над листом бумаги с выполнением резких движений «вверх – вниз»;
2. развивающие:
упражнять в дорисовывании мелких деталей (глаза, рот, нос) при помощи ватной палочки;
поощрять желание детей дополнять образ медвежонка подходящими к теме деталями (бантик, бусы, используя знакомый нетрадиционный способ рисования: тычок ватной палочкой;
через д/и «Кого мы встретили в лесу» развивать у детей желание и умение отгадывать загадки, активизируя при этом слуховое внимание и мышление; закреплять знания и представления детей о повадках диких животных;
в игре-этюде «Колыбельная для Мишки» снять у детей напряжение, развивать умение переключаться от одного вида деятельности к другому, используя соответствующую мимику и движения, способствовать сближению детей друг с другом и со взрослым.
3. воспитательные:
воспитывать в работе аккуратность, самостоятельность, инициативу и уверенность в себе;
формировать у детей эмоциональную отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам и желание им помочь.
Материалы:
1/2 альбомного листа в рамке с изображением контура медвежонка по кол-ву детей.
Изображение медвежонка и его контура (демонстрационное).
Гуашь коричневого, черного и красного цветов.
Кисточка-тычок по кол-ву детей, ватные палочки в 2-3 экземплярах на ребенка.
Салфетки, подставки.
Игрушка – медвежонок.
Слайд «Зимний лес».
Д/и «Кого мы видели в лесу?» (с помощью слайд-шоу)
Запись мелодии «Колыбельная для Мишки».
Предшествующая работа:
1. Беседа о диких животных.
2. Чтение художественной литературы о диких животных.
3. Чтение и загадывание загадок о диких животных.
4. Рассматривание иллюстраций о медведях, зимней спячке, берлоге.
5. Рассматривание картин из серий «Дикие животные».
6. Д/игры «Кто где живет?», «Чей малыш?», «Охотник и пастух».
7. П/игра «У медведя во бору».
Ход занятия.
I. Вводная часть: д/игра «Кого мы видели в лесу?».
– Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?
Дети: зима.
– А когда утром вы шли в д/сад, заметили какая сегодня погода?
Дети: - Мороз, холодно и т. д.
– А вы мороза не боитесь?
– Отлично, значит, сегодня у нас будет необычная прогулка. А вот куда мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
«Много в нем растет деревьев: от березок до дубов, птицы есть,
еще есть звери, летом много в нем грибов».
Дети: - Это лес!
– Молодцы, угадали! Сейчас мы с вами отправимся в зимний лес и посмотрим, что же там происходит. (На экране – изображение зимнего леса)
Чудеса! Кругом – бело!
Все тропинки замело.
Мы пришли сегодня в лес,
Сколько ж здесь еще чудес!
– Посмотрите-ка, ребята:
1. Через поле напрямик
Скачет белый воротник … (зайка)
2. За деревьями, кустами
Промелькнула будто пламя,
Промелькнула, пробежала…
Нет ни пламя, ни пожара… (лиса)
3. Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в дупло по сучьям ловко
Забралась эта плутовка. (белка)
4. Кто зимой холодной –
Ходит злой, голодный.
По лесу весь день он рыщет,
К ужину добычу ищет… (волк)
5. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос (медведь)
После каждой отгаданной загадки на слайде появляется картинка соответствующего животного (зайчик пробегает по полю, за ним лиса, белка прыгает по деревьям, пробегает волк, а вместо медведя появляется берлога).
– Ребята, а почему не видно медведя?
Дети: - Он уже спит давно в берлоге.
– Верно, все медведи зимой ложатся спать в свою берлогу и спят в ней до самой весны. А вот как раз и медвежья берлога. Пойдемте-ка тихонечко отсюда, а то мишку разбудим. Проснется он и рассердится на нас, а мы с вами знаем – мишек зимой сердить нельзя, они становятся очень опасными. (В-ль и дети тихо отходят от экрана в сторону.)
II. Основная часть.
1. Игровая проблемная ситуация.
Раздается рычание медведя (звучит запись, в-ль и дети оглядываются).
– Ой, кто это рычит? Неужели Мишка проснулся? (в-ль достает игрушку – медвежонка.) Сейчас посмотрим.
– Мишенька, прости нас, мы не хотели тебя будить.
– А вы меня и не будили, просто я никак не могу заснуть.
– Что же с тобой случилось?
– Все мои друзья давно уже спят в своих берлогах. А я очень скучаю без них, вот у меня сон и пропал.
– Мишенька, так надо было нарисовать портреты своих друзей. Смотрел бы на них и радовался.
– Ну, я же медвежонок, а медведи рисовать не умеют.
– Не грусти, Миша, мы сейчас с ребятами что-нибудь придумаем.
– Ребята, вам жалко медвежонка? Надо помочь ему. Что же мы можем для него сделать?
Дети: Нарисовать ему друзей.
– Слышишь, Мишенька? Наши дети – настоящие художники. Сейчас они нарисуют портреты твоих друзей, а ты повесишь их у себя в берлоге, и тебе сразу станет веселей, вот тогда ты и сможешь уснуть.
– А у вас точно получится?
– А вот это ты сейчас сам и увидишь.
2. Рассматривание образца.
– Ребята, чтобы у вас получились портреты медвежат, давайте внимательно рассмотрим портрет самого Мишки.
– Что же есть у медвежонка? (обвести рукой по контуру туловище)
Дети: - Туловище.
– А что находится на туловище вверху?
Дети: - Голова с ушками.
– На голове у медвежонка есть мордочка, а на ней … (глазки, носик)
– А что еще есть у медвежонка?
Дети: - Лапы.
– Наш медвежонок большой или маленький? (большой)
– Да, сам он большой, а ушки и хвостик у него … (маленькие)
– Что же еще у него маленькое? (глазки и носик – если дети затрудняются, помочь)
– А какого цвета у медвежонка шубка? (коричневая)
– А глазки и носик тоже коричневые? (нет, они черные)
– Посмотрите у нашего медвежонка теплая, пушистая шуба. Точно такую же надо нарисовать и его друзьям.
3. Объяснение способа выполнения.
– Ребята, кто догадался, как мы будем рисовать портреты друзей Медвежонка. Верно, в этом нам поможет наша знакомая – кисточка-тычок.
– Давайте немножко вспомним, как мы умеем рисовать тычком: опускаем кисточку в краску, но не глубоко. Начинаем рисовать по контуру. Сначала рисуем тычком … голову по контуру, слева направо, затем кисточка движется дальше по контуру и вот – все готово. Теперь также по контуру рисуем ушки. (В-ль показывает прием рисования)
– Портрет готов? Что еще надо сделать? Верно, закрасить шубку внутри контура.
– А теперь портрет готов? Что еще надо нарисовать медвежонку?
Дети: - Глазки и носик.
– Ну а в этом нам поможет ватная палочка. Какая краска нам для этого нужна? Дети: - Черная.
(показать прием рисования)
4. Закрепление способа выполнения.
– Итак, ребята, чем же мы будем рисовать портреты медвежат? (кисточкой-тычком)
– А как надо держать нашу волшебную кисточку, чтобы она помогла нам нарисовать медвежат пушистыми? (прямо, ровно над листом бумаги)
– Покажите, как наша кисточка будет «прыгать» вверх – вниз: вот так, вот так.
– Что сначала вы будете рисовать?
Дети: - Контур.
– А потом?
Дети: - Все внутри.
5. Пальчиковая гимнастика «Мишка».
– А сейчас, ребята, нужно подготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними – разогреем их:
Мишка по лесу гулял («ходьба» пальцами левой/правой рук по столу)
И малинку собирал. (сжимание и разжимание пальцев рук)
Раз малинка, два малинка – (сжать пальцы в кулачки на счет: раз-два)
Вот и полная корзинка! (соединить ладошки вместе перед собой)
6. Самостоятельная работа детей.
– Ну что ж, ребята, начнем? Но не забудьте, чтобы портреты у вас получились красивыми, нужно аккуратно, совсем немного набирать краску и правильно держать тычок над бумагой.
(В ходе занятия осуществляется индивидуальная помощь и дифференцированный подход: быстро справившимся детям предложить дорисовать с помощью ватной палочки у медвежонка на шее бантик или бусы, по желанию ребенка, – показать прием индивидуально на чистом образце.)
III. Заключительная часть: анализ детских работ.
– Посмотри, Мишенька, какие замечательные портреты твоих друзей нарисовали наши дети. Ребята очень старались, чтобы шубы у твоих друзей получились пушистыми, красивыми. Некоторые дети (назвать имена) так старались, что даже на- рисовали своим медвежатам на шее бантики, а другие – бусы (указать детей). Вот какие веселые получились у них медвежата: мальчики и девочки.
– А еще мы тебе дарим фоторамки, чтобы портреты в них были еще лучше и красивее. Теперь тебе точно скучно не будет, можешь спокойно спать до самой весны.
– «Спасибо, дети, выручили меня. Вы и, правда, настоящие художники! Теперь я уж точно скучать не буду и спокойно засну, как все мои друзья».
IV. Итог: игра – этюд «Колыбельная для Мишки».
– Ребята, давайте мы попрощаемся с Мишкой до весны, ведь ему уже давно пора спать: «До свидания, Миша. Спокойного тебе сна».
– Ребята, а чтобы Мишка скорее заснул, давайте споем ему колыбельную:
Вьюгой завывая,
Вся в снегах седая,
К нам зима идет опять.
Спят твои соседи,
Все в лесу медведи,
Всем пришла пора поспать.
Белый снег кружится,
На землю ложится,
Все в снегу кругом, смотри.
Закрывай же глазки,
Чтобы видеть сказки
Долго, долго до весны.
Тише, тише, дети,
Спят в лесу медведи.
Вот уж и к Мишутке сон идет.
Пусть же спит он сладко,
Пусть сосет он лапку,
Пусть весну во сне он ждет.