Татьяна Смирнова
Конспект занятия по национально-региональному компоненту в старшей группе: «Карельские сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по национально-региональному компоненту в старшей группе.
Тема: «Карельские сказки».
Цель: формирование представления у детей о карельской сказке, как о жанре устного народного творчества своей малой родины.
Задачи:
- продолжать формировать систему представлений детей о Карелии через знакомство с карельской сказкой;
- воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, национальной гордости, любви к своей малой родине;
- развивать связную речь детей.
Публикация «Конспект занятия по национально-региональному компоненту в старшей группе: „Карельские сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Карелия
- Республика, область, край. Список городов
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- развивать эмоциональную отзывчивость, формировать эмоционально-ценностное отношение к истории и культуре родного края;
Предварительная работа: чтение карельских сказок.
Ход занятия:
Звучит музыка «Кантеле».
Карелия, наша с вами малая родина, сказочно- былинный край. Сказки всегда пользовались любовью и популярностью в народе. Они скрашивали долгие осенние и зимние вечера, когда семья, окончив повседневные хозяйственные хлопоты, собиралась у очага, а старые и малые забирались на печь. Рассказывали сказки, как правило, старшие в семье – дедушки и бабушки, а младшие слушали и запоминали, чтобы затем, став взрослыми, рассказывать их своим детям и внукам. Если же в доме оказывался путник, остановившийся на ночлег, то его непременно просили рассказать сказку. Особо почитаемым человеком был сказочник в маленькой лесной избушке во время промысла – охоты или рыбной ловли. Настоящий мастер рассказывал сказки до тех пор, пока не заснёт последний слушатель. Он не столько рассказывал, сколько «играл» своё повествование, говоря разными голосами и интонациями за героев
-Ребята, а вы любите сказки?
-Как называются сказки, которые придумал народ? (народные).
-А как называются сказки, которые сочинил народ Карелии? (карельские сказки).
- Сегодня я предлагаю вам вспомнить карельские сказки, но сначала поиграем в игру.
«Кузовок»
Воспитатель проносит кузовок со словами: «Вот тебе кузовок, клади в него сказку, дружок»
Дети называют знакомые карельские сказки.
Отгадайте загадку:
Одноглазая старушка узоры вышивает
Весь мир одевает.
Что сошьет – не надевает (иголка).
- В какой карельской сказке иголка вместе со своими друзьями отправились в лес за «находкой»?
Ответ: сказка «Белка, рукавица и иголка»
- Чьи слова: «Ой, скорее, рукавица, вместе с белочкой-сестрицей! Я по тропке шла и находку нашла!»
Ответ: Иголки.
- Перечислите по порядку, что и кого нашла Иголка в лесу?
Ответ: смолянистый пенёк, ламбушку, оленя.
- Что такое ламбушка?
Ответ: небольшое лесное озеро в Карелии.
- Как Иголке удалось добыть оленя?
Ответ: Иголка спряталась в траве, олень её не заметил и проглотил.
- Назовите карельскую сказку о хитрой старушке, которая всех обманывала?
Ответ: сказка «Лапоток»
- Что такое лапоток?
Ответ: это обувь.
- Из чего раньше плели лапти?
Ответ: лапти плели из бересты.
- Что такое береста?
Ответ: это кора берёзы.
- Какие ещё изделия из бересты делали в Карелии?
Ответ: игрушки, посуду, домашнюю утварь.
- Как старушка из сказки «Лапоток» обманывала людей? На что она обменяла свой лапоть?
Ответ: Лапоток поменяла на курочку, курочку – на телёночка, телёночка – на коровушку, коровушку – на лошадку.
- Чьи это слова: «Пропал мой лапоток. Ничего у меня не осталось!» -
Ответ: Слова старушки.
- Жалко ли вам старушку?
Игра «Лапоток»
Дети встают в круг, передают лопаток по кругу под музыку. По окончании мелодии, тот ребенок у кого остался лопаток в руках, выходит в круг и показывает карельские элементы танцев. Все остальные танцуют вместе с ним.
- Герой какой карельской сказки говорит эти слова: «Как же мне не плакать? Никак не могу коз из ржи выгнать»
Ответ: Пастушок из сказки «Овод и козы»
- Кого называют пастухом?
- Разложите картинки по порядку: кто помогал пастушку выгонять коз с поля?
Дети раскладывают картинки (белка, лиса, медведь и овод).
- Чьи это слова и из какой сказки: «Уж я уж я, уж я выгоню!»
Ответ: слова овода.
А теперь давайте поиграем в игру «Волшебный сундучок».
В сундучке фанты с заданиями: ребенок выбирает, воспитатель зачитывает.
Задания:
- Сказать, как иголка в сказке «Белка, рукавица и иголка» звала друзей, когда видела свои находки.
- Изобрази, как летал и жужжал овод из сказки «Овод и козы»;
- Покажи эмоциями, как плакал пастушок из сказки «Овод и козы»;
- Вспомни, как заканчивается сказка «Лапоток»;
- Что волшебного ты услышал в сказке «Белка, рукавица и иголка»;
- Представь, как ходили в сказке «Белка, рукавица и иголка» иголка и рукавица.
- Загадай загадку по сказке.
- Выбери предметы, которые напомнят тебе сказку, и назови ее.
- Чему учат карельские сказки?
Ответ: Доброте, отзывчивости, дружбе, любви к своему родному краю.