Зинаида Петракова
Конспект занятия по миру искусства и художественной деятельности «Красив русский сарафан»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Формировать интерес к русскому искусству, расширять представления о русской народной культуре.
Задачи:
-вызвать интерес к жизни наших предков;
-воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа.
-пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека.
Публикация «Конспект занятия по миру искусства и художественной деятельности „Красив русский сарафан“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русский народный сарафан
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
-обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
-формировать умение различать декоративные элементы русского орнамента. Помочь понять символику цвета и расположение орнамента в русском народном костюме.
Предварительная работа:
знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок, поговорок, пословиц. дидактическая игра «Что за роспись?». Знакомство с русскими народными играми. Беседы «Откуда к нам пришла одежда?», «Во что одевались наши предки?»
Материал и оборудование: лавки, сарафан для девочки, аудиозапись с русскими народными мелодиями, презентация «Русский сарафан», кисти, краски, салфетки, шаблоны сарафанов из картона.
Ход:
1 часть. Вступительная.
Воспитатель: - Здравствуйте добры молодцы и красны девицы! Добро пожаловать в гости. Меня звать тетушка Варвара, явилась я из древней Руси. Давайте встанем в хоровод и поприветствуем друг друга.
Утром солнышко проснулось (образуют круг)
Всем на свете улыбнулось (дети идут друг за другом)
Громко "здравствуйте" сказало
И по небу побежало (дети бегут друг за другом)
Всех обогрело и тихонько село (дети присаживаются)
Воспитатель: - А есть у меня и дочка Аленка, она как и вы веселая и добрая. Сейчас я ее позову.
(входит Аленка в сарафане)
Девочка: - Простите, за то, что я задержалась!
Но дело всё в том, что я наряжалась!
Одела такой вот красивый наряд –
Хотела порадовать милых ребят!
Воспитатель: - Да, Аленушка принарядилась. А как же называется ее наряд? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, это сарафан – длинная одежда без рукавов. Сарафан одевают поверх белой рубашки, которая называется сорочка – это женский русский народный костюм. Сарафаны на Руси носили как каждый день, так и в праздники. Но праздничные сарафаны шили с любовью, мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали девушку похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками, бахромой и тесьмой с узорами. Сарафаны очень бережно хранили и одевали по праздникам, когда собиралось все село, веселились и играли в народные игры и забавы. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру - забаву
«Гори гори ясно»
Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становиться впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и оббегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Бегущие стараются впереди встать парой и взяться за руки. Водящий должен поймать одного из них. Пойманный становиться с водящим парой, а оставшийся без пары становиться новым водящим.
2 часть. Практическая.
Воспитатель: - Ох и веселая у нас игра, а теперь посидите и послушайте, что интересного я вам расскажу о сарафанах.
Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет что то означал
Красный - огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.
Зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.
Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.
Синий и голубой – цвет неба и воды. в синих сарафанах отмечали праздник Ивана купала. Белый – чистота, честность, преданность.
Воспитатель: - Посмотрите на мой сарафан и на Аленушкин, чем они различаются? (ответы детей)
Воспитатель: - Чем украшен Аленушкин сарафан? (ответы детей)
Воспитатель: - В старину наши люди украшали свои изделия разнообразными узорами, узоры, повторяющиеся много раз называют орнамент. Каждый элемент узора тоже несет свое значение:
Крестик – огонь
Квадрат, ромб – поле, с точками – поле с пшеницей. Волнистая линия – вода. Цветок – радость. Круг – солнце.
Воспитатель: - На Руси и стар и мал играли в хороводные игры. И в будни и в праздники и в любое время года водили хороводы. Хоровод символизирует солнце. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Воспитатель: - Хоровод – это круг, и солнце круг. Предлагаю поиграть в еще одну русскую народную игру.
Игра «Барин»
Один ребенок стоит в центре круга и держит шест с лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – барин, стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню: Ходит барин по кругу. Ищет барин себе девицу. Хороша ли барин девица? Хороша! Раз, два, три – беги! С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым возьмет ленту, тот выиграл, второй становиться барином.
Воспитатель: - На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Орнамент считался оберегом. Не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.
Воспитатель: - Давайте сейчас мы станем русскими мастерами и украсим сарафаны красивым орнаментом.
3 часть. Заключительная.
Воспитатель: - Велика Россия - мать и талантлив наш народ.
Молва о Русских сарафанах на весь мир идет!
Молодцы ребята! Сарафаны получились на славу. Все разные и нарядные.
(сарафаны детей вывешиваются на выставку) .