Оксана Швецова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация звуков «Ц-Ч»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи:
1. Уточнить артикуляцию звуков Ц-Ч. Совершенствовать чёткое произношение и различение этих звуков в слогах, словах, фразах.
2. Развивающие: Развивать силу голоса, темп речи, дикцию, фонематический слух.
3. Воспитательные: Воспитывать навыки связной речи; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Ход занятия
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Дети, посмотрите на свои конверты-картинки. Сначала сядут те дети, у кого на картинках изображена одежда, потом те, у кого игрушки, обувь, посуда. Сегодня мы с вами будем учиться различать два звука. А какие вы узнаете из загадки:
Купила мама дочке
Разноцветные …платочки (выделяю звуки Ц,Ч)
Какой звук я выделила в слове разноцветные? А в слове платочек? (произносить слова выделяя голосом эти звуки) (Ц,Ч). Эти звуки мы и будем различать. Произнесите звук звук Ц. В каком положении губы, зубы и язык? (губы улыбаются, язык за нижними зубами). Произносим отрывисто. Поставьте ладонь на горло и произнесите звук Ц. Поёт ли горло? (значит звук Ц-глухой). Какой звук? (повторение хором и индивидуально). А теперь также поставьте ладонь на горло и произнесите звук Ч (горло не поёт, значит звук Ч-глухой). В каком положении губы, зубы и язык? (губы чашечкой, язык за верхними зубами, произносится отрывисто без голоса). Какой звук? (повторение хором и индивидуально). Чем же отличаются эти звуки? (разное положение губ и языка). Чем похожи? (оба глухие, произносятся отрывисто).
А сейчас давайте поиграем. Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук Ц, поднимаете синий кружок, если услышите звук Ч, поднимаете красный кружок. (перед каждым ребёнком синий и красный кружки). Слова: чашка, крыльцо, часы, цапля, чайник, цветок, мочалка, цыплёнок, курица, ножницы, чемодан, бочка, ночь и т. д.
Вопросы: Почему ты поднял синий (красный) кружок? Какой звук услышал в слове?
Теперь почитаем шутки-чистоговорки. Я буду начинать, а вы заканчиваете (дети повторяют слоги).
Воспитатель: белая овца Дети: ца-ца-ца
флаг из кумача ча-ча-ча
ох как горячо чо-чо-чо
мы ели огурцы цы-цы-цы
у меня ключи чи-чи-чи
румянец на лице це-це-це
я гулять хочу чу-чу-чу
(повторение хоровые разной силой голоса 3 раза).
Физкультминутка.
Видишь бабочка летает. (Машем руками крылышками)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте)
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять! (Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком)
А сейчас возьмите конверты, которые лежат перед вами и сложите из нескольких частей целую картинку, скажите какой звук есть в названии картинки. Поднимите руки те, у кого в названии картинки слышится звук Ц. (индивидуальный опрос). Теперь те, у кого звук Ч-назвать. А сейчас я буду читать предложения, а вы слушайте внимательно и поправляйте меня, если я скажу не правильно.
- Дедушка захотел почитать, потому что надел очки.
- Дедушка надел очки, потому что захотел почитать.
- Наступила ночь, потому что на небе появился месяц.
- Появился месяц, потому что наступила ночь.
(хоровые и индивидуальные повторения).
А сейчас я вам покажу настольный театр. Он называется: «Первый червяк».
Повела курица цыплят учить червяков искать. «Червяки бывают разные и найти их не просто» - учила курица. Четыре цыплёнка слушали курицу, а двое не стали и помчались сами искать червяка. Один споткнулся и упал. «Это и есть червяк! - закричал он - мы его откопаем и отнесём этим глупцам». После долгих трудов они откопали и принесли своим братьям. «Вот, что такое червяк» - закричали два цыплёнка и бросили гвоздь.
Кто хочет повторить этот рассказ и показать театр? (спросить 2-3 ребёнка)
А сейчас повторим скороговорку.
Начинается считалка
На дубу скворец и галка
Улетел домой скворец
И считалочке конец.
(повторяем скороговорку хором, медленно и без голоса, шепотом, чуть громче, быстрее, громко и быстро).
Какие звуки мы учились различать? Чем они отличаются? Чем похожи?
Молодцы ребята, занятие окончено.