Наталья Комлева
Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Счёт до трёх»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Счёт до трёх»
Задачи:
1. Сформировать представление о числе 3, умение считать до трех;
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
Публикация «Конспект занятия по математике во второй младшей группе „Счёт до трёх“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 3. Состав числа три, счёт до трех
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
3. Закрепить представления о числах 1 и 2, умение использовать их название в речи, сравнивать и уравнивать численность групп предметов, сравнивать предметы по свойствам;
4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, умение пользоваться мимическими мышцами.
Материалы к занятию:
Раздаточный: 3 круга-лица с разным выражением, 3 треугольника-колпачка разного цвета, карточки с нарисованными на них мячами.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на игровую деятельность, актуализировать знания о цирке.
Дети собираются около воспитателя.
В. – Бывали ли вы в цирке?
Кого вы там видели?
Д. – ответы детей.
Воспитатель рассказывает детям о том, что сегодня к ним в гости придут клоуны, и предлагает им встретить гостей.
2. Актуализация знаний.
Игра «Гости пришли» (начало).
Дидактические задачи:
1. актуализировать умение детей сравнивать группы предметов по количеству путем пересчета и путем составления пар, соотносить число с соответствующей группой предметов;
2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, умение пользоваться мимическими мышцами.
Дети садятся за столы по 4 человека. На середине стола находятся круги с нарисованными на них лицами – веселым и удивленным (на каждого ребенка). Перед каждым ребенком лежат два треугольника разного цвета.
В. – Сначала пришел удивленный клоун.
Дети выбирают нужный круг.
В. – Сколько клоунов пришло сначала?
Д. – один.
Воспитатель предлагает детям сделать удивленное лицо. Дети высоко поднимают брови, широко открывают глаза.
В. – Пришел еще один клоун.
Дети кладут рядом второй круг.
В. – Какое настроение было у этого клоуна?
Д. – Радостное.
В. – Сделайте радостное лицо.
В. - Сколько стало клоунов?
Д. – Два.
В. – Клоунам надо одеваться для выступления. Сколько колпачков они привезли с собой.
Д. – Два.
В, - Хватит ли каждому клоуну по колпачку?
Д. – Да.
В. – Почему вы думаете, что хватит?
Д. – Потому что клоунов два и колпачков тоже два. Два и два – поровну.
В. – Но клоуны не умеют считать и волнуются, достанется ли каждому колпачок. Что нужно сделать, чтобы они увидели, что колпачков столько же, сколько их?
Д. – Одеть колпачки.
Колпачки одеваются на клоунов.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Гости пришли» (продолжение).
Дидактические задачи:
1. создать мотивационную ситуацию для образования числа 3, счета до трех;
2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Раздается стук в дверь – пришел опоздавший клоун. Воспитатель выкладывает на стол дополнительные круги по количеству детей. На них изображено грустное лицо. Дети берут по одному кругу.
В. – Пришел еще один клоун.
Дети кладут рядом второй круг.
В. – Какое выражение лица у этого клоуна?
Д. – Грустное.
В. – Сделайте грустное лицо.
Дети опускают вниз уголки губ, немного прикрывают глаза.
В. - Как вы думаете, почему грустит клоун?
Д. – ответы детей.
После чего воспитатель говорит о том, что клоун грустит потому, что опоздал.
В. – Хорошо ли опаздывать?
Д. – Нет.
В. – Сколько теперь клоунов?
Дети начинают пересчитывать предметы хором под руководством воспитателя, дотрагиваясь до каждого пальчиком и проговаривая: «один, два». После числа два возникает разнобой, так как многие дети еще не знают счета до трех.
В. – Сумели ли вы сосчитать клоунов?
Д. – Нет.
В. – Почему не сумели?
Д. – Потому что не знаем, как считать дальше.
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Гости пришли» (окончание).ё
Дидактические задачи:
1. сформировать представление о числе три, умение считать до трех, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из трех предметов;
2. сформировать опыт самостоятельного открытия, эмоционального переживания радости открытия и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
В. – Кто знает, какое число следует при счете за числом два?
Д. – Число три.
Если в группе есть дети, которые правильно сосчитали до трех, но не отвечают на поставленный вопрос, воспитатель обращается непосредственно к ним, помогает ответить, хвалит их за правильный ответ.
В. – Соня, как ты сосчитала? Молодец!
Если никто из детей не знает счета до трех, можно их спросить:
В. – Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?
Д. – Надо спросить у взрослого.
После вопроса детей воспитатель показывает, как надо считать до трех. При счете дети дотрагиваются рукой до каждого клоуна – один, два, три, в конце счета обводят рукой все пересчитанные предметы и говорят: «Всего 3 клоуна».
Воспитатель подводит итог: при счете за числом 2 идет число3.
В. – Как получилось 3 клоуна?
Д. – Было два, пришел еще один.
В. – Чего теперь больше?
Д. – Клоунов больше, колпачков меньше.
В. – Как сделать так, чтобы клоунов и колпачков было поровну?
Д. – Дать еще один колпачок.
На последнего клоуна надевается колпачок.
В. – Поровну ли теперь клоунов и колпачков?
Д. – Да.
В. – Сколько колпачков?
Д. – Три.
В. – Сколько клоунов?
Д. – Три.
Делается вывод: три и три – поровну.
Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счета до трех: при счете до трех надо дотрагиваться до каждого предмета один раз, проговаривая: один, два, три. Затем надо обвести все предметы рукой и сказать: всего три предмета.
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Выступление клоунов».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Воспитатель предлагает детям представить, что клоуны, нарядившись, начали выступление и предлагают детям потанцевать вместе с ними. Дети под веселую музыку танцуют.
5.2. Игра «Найди мячи».
Дидактические задачи: закрепить умение считать до трех, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.
Воспитатель говорит детям о том, что клоуны хотят жонглировать мячами. Но они не умеют считать и поэтому просят детей помочь им взять по три мяча.
Дети подходят к столу и выбирают из лежащих на нем карточек ту, на которой нарисовано три мяча (таких карточек должно быть по числу детей). Кроме этого, на столах лежат карточки с двумя и четырьмя мячами.
Задание можно усложнить, попросив детей взять три одинаковых мяча, тогда как на карточках имеются по три мяча разного цвета или размера.
Задание проверяется по мере его выполнения у каждого ребенка, после чего дети «отдают мячи» клоунам.
6. Итог занятия.
Дидактические занятия: восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
В. – Кто сегодня побывал у нас в гостях?
Д. – Ответы детей.
В. – Чем вы сумели помочь клоунам?
Д. – Ответы детей.
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь клоунам, так как умеют считать до трех.