Ирина Винокурова
Конспект занятия по математике «Множество» в старшей группе
Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «множество».
Дидактические задачи:
• Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.
• Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
Публикация «Конспект занятия по математике „Множество“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Множества
- Старшая группа
- Темочки
• Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.
Количество играющих: от 2 и более человек.
Игровые правила: игра предназначена для детей 5-6 лет;
разложить предметы по заданному условию.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Кукла, мишка, 3 обруча, 2 пирамидки, 2 кубика, колокольчик, коробка с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов, фигура каждого цвета представлена в двух размерах).
Раздаточный материал. Три коробки с таким же набором геометрических фигур.
Ход занятия:
Организационный момент:
В. : Сегодня к нам в гости пришла кукла Таня. Она разбросала все игрушки, которые у нее были, и одной ей будет трудно собрать все игрушки, она просит помощи у нас. Мы поможем Тане?
Д. : Да.
Практическая часть:
В. : Игровое упражнение «Соберем игрушки для куклы». (Воспитатель ставит на стол 2 кубика и 2 пирамидки)
В. : Сколько кубиков?
Д. : 2 кубика.
В. : Сколько пирамидок?
Д. : 2 пирамидки.
В. : Что можно сказать о количестве пирамидок и кубиков?
Д. : Пирамидок и кубиков поровну.
(Воспитатель ставит кубики и пирамидки вместе)
В. : Сколько всего игрушек у куклы?
Д. : Всего 4 игрушки.
В. : Чего больше: игрушек или пирамидок?
Д. : Игрушек больше, чем пирамидок.
В. : Чего меньше: игрушек или пирамидок?
Д. : Пирамидок меньше, чем игрушек.
В. : Чего больше: игрушек или кубиков?
Д. : Игрушек больше, чем кубиков.
В. : Чего меньше: игрушек или кубиков?
Д. : Кубиков меньше, чем игрушек.
В. : Кукла Таня наверно устала, пусть она не много поиграет с мишкой. А мы с вами разделим предметы между ними поровну (кукле – пирамидки, а мишке – кубики).
В. : Игровое упражнение «Не ошибись».
Давайте разделимся на 3 команды. (Воспитатель ставит на ковер 3 коробки с геометрическими фигурами.)
В. : Скажите, пожалуйста, какие геометрические фигуры вы видите?
Д. : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
В. : Геометрические фигуры все одинаковой формы?
Д. : Нет.
В. : Скажите у круга какая форма? Есть у него углы?
Д. : Форма круглая, без углов.
В. : Какая форма у квадрата? Есть у него углы?
Д. : Форма квадратная, есть углы.
В. : Сколько углов у квадрата?
Д. : У квадрата 4 угла.
В. : У треугольника какая форма? Есть углы?
Д. : Форма треугольная, есть углы.
В. : Сколько углов у треугольника?
Д. : У треугольника 3 угла.
В. : У прямоугольника какая форма? Есть углы?
Д. : Форма прямоугольная, есть углы.
В. : Сколько углов у прямоугольника?
Д. : У прямоугольника 4 угла.
В. : Каким цветом геометрические фигуры?
Д. : красный, желтый, синий, зеленый.
В. : По величине они все одинаковы?
Д. : Нет.
В. : Какого они размера?
Д. : Маленькие и большие.
В. : Первая команда собирает все геометрические фигуры только синего цвета.
Вторая команда собирает все маленькие геометрические фигуры. Третья команда собирает геометрические фигуры только круглые.
В. : На сколько групп вы разделили геометрические фигуры?
Д. : На три группы.
В. : Первая, вторая, третья команда по какому признаку вы их разделили?
Д. : Первая команда – по цвету. Вторая команда – по величине. Третья команда – по форме. Игровое упражнение повторяется 2–3 раза со сменой задания.
Физкультминутка:
Быстро встали, улыбнулись
Выше – выше потянулись.
Ну – ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
В. : Эстафета «Кто быстрее».
В. : Давайте разделимся теперь на две команды. Вам нужно каждой команде по сигналу перенести геометрические фигуры из коробки в обруч.
В. : Дидактическая игра «Веселый круг».
В. : Давайте пройдем все на ковер и встанем в круг. Что у меня в руках?
Д. : Колокольчик.
В. : Сейчас мы с вами не много с ним поиграем. Вы закрываете глаза, я иду по кругу, останавливаюсь, звоню в колокольчик и вы определяете, где звенит колокольчик, впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Заключительная часть:
В. : Кто к нам в гости приходил?
Д. : Кукла Таня и ее игрушки.
В. : Что вам больше всего понравилось?
• При освоении игры детьми можно добавить другие множества.