Надежда Дерябина
Конспект занятия по математике «Тридевятое царство»
▼ Скачать
Программное содержание.
-Формировать умение решать задачи на сложение и вычитание по предложенным арифметическим выражениям. Закреплять навыки вычислительной деятельности, состав числа 8 из двух меньших. Закреплять умение определять и называть цифры, арифметические знаки. Закреплять пространственные представления. Закреплять умение определять цвет, форму, величину предметов по модели. Упражнять в решении задач на смекалку.
Публикация «Конспект занятия по математике „Тридевятое царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
-Развивать внимание и наблюдательность; продолжать развивать умение декодировать информацию, зашифрованную на карточках-кодах (цвет, величина, форма); развивать умение ориентироваться на плоскости; активизировать словарь детей; развивать умение производить действия по заданному алгоритму. Развивать творческие способности в процессе выполнения упражнения из палочек. Развивать мыслительную деятельность детей в процессе составления изображения предмета по нерасчлененному образцу. Развивать умение практически проверять свои гипотезы.
-Воспитывать чувство сопереживания. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. Воспитывать интерес к математике
Методы и приемы: игра-приключение, решение логических задач и задач на смекалку, объяснение, моделирование, использование схем, использование нерасчлененного образца, сравнение, вопросы, дидактическая игра, поощрение, наглядность, словесные инструкции.
Материал к занятию: демонстрационный – силуэты домика Бабы-Яги, дворца и т. д. ; черный силуэт кота («Монгольская игра»); схема «вычислительной машины», нарисованной на доске; цифры и математические знаки на магнитах; таблицы с разными рыбками и модели описания частей тела рыбки; магнитная доска.
Раздаточный материал: головоломка "Монгольская игра " на каждого ребенка; счетные палочки; палочки Кюизенера;
Ход занятия.
Часть1. Воспитатель: Ребята, далеко - далеко отсюда за тридевять земель находится Тридевятое царство, в котором живут сказочные герои. В Тридевятом царстве случилась беда. Кощей Бессмертный заточил в темницу добрых сказочных героев и нам придется отправиться в путь для того, чтобы восстановить справедливость. Но прежде вы должны составить карту Тридевятого царства.
Упражнение "Карта Тридевятого царства".
Дети располагают на доске изображения - дворец Снежной Королевы, избушка Бабы-Яги, замок Кощея Бессмертного и т. д. Задание выполняется коллективно по словесной инструкции педагога: Избушка Бабы-Яги находится в правом нижнем углу, дворец Снежной Королевы - вверху посередине.
Воспитатель: Добраться до Тридевятого царства нелегко. Я предлагаю отправиться туда на машине времени. Но на ней стоит сложная вычислительная машина, с помощью которой мы можем найти код запуска машины времени.
Игра «Вычислительная машина»: на доске нарисована схема, по которой нужно выполнить вычислительные действия (см. приложение). Магнитные цифры выставляются на схеме в соответствии с заданиями. Задание: 6 меньше 7 – да, значит продвигаемся по стрелке, помеченной словом «да» и прибавляем 2, 6+2=8, ставим в нижний кружок цифру 8. Дети выполняют задание.
Воспитатель: Код найден, машина времени запущена, полетели в Тридевятое царство.
Часть 2. Воспитатель: Ребята, Тридевятое царство обнесено высоким забором, а на дубовых воротах висит замок. Открыть замок нам помогут ваши знания. Посмотрите на замке два арифметических выражения. Прочитайте их, пожалуйста (дети читают: 5+3=8 и 8-2=6). Прочитали правильно, а ворота не открываются. А давайте попробуем составить по ним арифметические задачи и решить их. Первая цифра обозначает число имеющихся предметов, то есть сколько их было. Далее идет знак арифметического действия, показывающий, что произошло в задаче. В первой задаче количество предметов увеличится или уменьшится, а во второй (дети отвечают). Да, знак «+» показывает, что надо увеличить, прибавить. В задаче об этом говорится: купили, подарили, дали, сделали и т. д. Знак (-) ставится, когда надо уменьшить, отнять. В задаче говорится: улетели, съели, потеряли, продали и т. д. Второе число в задаче определяет на сколько увеличилось или уменьшилось количество предметов (сколько взяли, купили, съели). Что обозначает знак «=»? (дети отвечают). Придумайте задачу по любому из двух выражений, и может быть замок откроется. (Дети придумывают задачи)
Воспитатель: Молодцы, открыли этот тяжелый замок, можно пройти в Тридевятое царство.
Физкультминутка
Я иду, и ты идешь: раз-два-три.
Я пою, и ты поешь: раз-два-три.
Мы идем, и мы поем: раз-два-три.
Очень дружно мы живем: раз-два-три.
Часть 3. Воспитатель: Перед нами могучий дуб, а на нем золотая цепь. По цепи ходит ученый кот.
(Воспитатель предлагает детям составить изображение ученого кота из частей головоломки " Монгольская игра " по черному силуэту. Дети выполняют задание за столами, по окончанию работы рассказывают из каких частей головоломки составлено туловище, голова кота)
Часть 4. Воспитатель: На горизонте показались гуси - лебеди, которые служат Бабе – Яге, они летят высоко. На чем же нам с вами полететь за ними, может они приведут нас к избушке на курьих ножках. Может сплетем ковры самолеты из наших цветных палочек: возьмем вишневую палочку, которая обозначает какое число? (восемь, а следующие ряды будут состоять из двух полосок разного цвета. Но в сумме какому числу они будут равны (8). Не забывайте, что все ряды должны быть разными, и чем больше рядов, тем больше будет ковер и тем удобнее будет лететь. А чем закончим наш ковер? («бахромой» из белых палочек).
Игра «Ковер». Дети выполняют задание, воспитатель проверяет, помогает. По окончанию работы дети «читают», что получилось.
Физкультминутка. Сели на ковры-самолеты и полетели (легкий бег, кружение)
Часть 5. Воспитатель: Вот и избушка на курьих ножках. Интересно, какие задания приготовила для нас Баба-Яга? Баба-Яга хочет проверить вашу смекалку.
Задачи на смекалку.
1. На одном берегу утенок, на другом берегу цыпленок, посередине остров.
Кто быстрее доплывет до острова?
2. На столе лежат 3 карандаша разной длины. В середине самый длинный. Как его удалить из середины, не трогая его? (Нужно переложить любой крайний карандаш).
3. Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца (3 минуты).
4. У березы 5 веток слева и 5 веток справа, на каждой ветке по шишке. Сколько всего шишек?
Воспитатель: Ребята, избушка на курьих ножках старая и некрасивая. Давайте построим для Бабы - Яги новый просторный дом. Дом должен быть красивым и удобным (дети придумывают сами конструкцию дома и выкладывают ее из палочек, рассказывают сколько взяли палочек, что получилось).
Часть 6. Воспитатель: Молодцы, угодили Бабе - Яге. Баба - Яга рассказала мне, что помочь нам сможет золотая рыбка, если вы сможете узнать ее среди других рыбок (вывешивается таблица с изображением рыбок, составленных из разных фигур, разного цвета, размера, а также модели описания туловища, хвоста, плавников, глаза; дети отгадывают).
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь можно загадать желание и рыбка его исполнит.
Дети просят рыбку перевоспитать Кощея Бессмертного и отпустить сказочных героев из темницы. Воспитатель благодарит детей за работу