Наталия Гончарова
Конспект занятия по математике (старшая группа) «Счет до 10»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений
«В стране МАТЕМАТИКИ»
Для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Гончарова Наталия Станиславовна
МБДОУ детский сад «Тополек»
р. п. Токаревка, 2021
Ведущая образовательная область: познавательная
Публикация «Конспект занятия по математике (старшая группа) „Счет до 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
Цель: Создать условия для закрепления порядкового и обратного счета до 10.
Задачи:
Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, названий дней недели, времени года, месяцев и их последовательность. Познакомить детей с историей возникновения фигур. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивающая: Развивать социальные навыки работать в группе. Развивать логическое мышление, речь, память. Развивать мыслительные операции, внимание, развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, учить находить решение и делать выводы.
Воспитательная: Воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность.
Материал :
Цифры, Лист бумаги, цветные карандаши. Геометрические фигуры, презентация «Древний Египет», проектор. Конфеты (сюрпризный момент).
Словарная работа: геометрические фигуры: пирамида, прямоугольник, трапеция, ромб.
Методические приемы:
Сюрпризный момент; художественное слово; игровые приемы; зачеркивание фигур; рисование фигур по точкам; индивидуальная работа; вопросы поискового характера; использование музыки.
Ход занятия.
Ребята, смотрите я нашла письмо. Давайте его прочитаем.
Читаем письмо.
«Дорогие, ребята. Меня пригласили в страну Математики, но я боюсь, что не справлюсь с заданиями, помогите мне. Я буду вас там ждать». Маша.
Воспитатель. Хотите отправиться в небольшое путешествие в страну математики и помочь Маше? (Ответы детей)
Воспитатель. А на чем мы с вами можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель. Вот мы и оказались в стране математики. Вот и Маша.
Маша. Здравствуйте, ребята. Я так рада, что вы приняли мое приглашение. Жители страны Математики приготовили много интересных заданий, а я боюсь, что не справлюсь, поможете мне?
Дети. Да.
Воспитатель. Вы готовы? Тогда удачи! Мы с вами отправляемся в путешествие по математическую страну на помощь Маше. Угадайте, на чем же мы с вами отправимся в путешествие?
В поле лестница лежит
Дом по лестнице бежит?
(Поезд)
-Правильно, ну что же давайте приготовим свои поезда и отправимся в путь дорогу… На столах у вас лежат прямоугольники разного цвета и разной длины. Вам нужно составить поезд от самого короткого вагончика до самого длинного. Составили? А в пути мы с вами немного поиграем…
-Сколько всего вагонов у поезда? (5)
-Каким по порядку стоит голубой вагон? (третьим)
-Вагон какого цвета стоит четвертым? (красный)
-Какого цвета вагон левее желтого? (красного)
-Какого цвета вагон правее красного? (желтого)
Мы прибыли в страну Математики, посмотрите маша нас уже встречает, и сейчас будем помогать Маше выполнять задания.
1 задание
Ребята, назовите времена года.
Какое время года сейчас? (весна).
Какой месяц сейчас? (апрель).
Сколько месяцев в году? (12).
Назовите по порядку.
Назовите весенние месяцы.
2 задание
А сколько дней в неделе? (семь).
- Какой день сегодня?
- Мы с вами приехали на поезде. Назовите по порядку дни недели. Сколько дней недели.
- Какие части суток вы знаете?
- Назовите по порядку части суток.
Молодцы!
3 задание:
Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать.
Зачеркните столько прямоугольников, сколько птичек; столько треугольников, сколько домиков; столько кругов, сколько яблок; столько квадратов, сколько цветочков.
4 задание
Игра «Засели домики числами».
Случай странный
Случай редкий,
Цифры в ссоре
Вот те на!
Со своей стоять соседкой не желает ни одна,
Нужно цифры помирить
И их в строй восстановить!
Ребята, давайте поможем числам заселиться в нужный домик. Справа от цифр надо написать нужную цифру – заселить ее так, чтобы соседи на каждом этаже в сумме давали номер дома.
5 задание
У вас на столе лежат цифры, их надо сложить по порядку от 1 до 10 (самостоятельная работа) Все правильно сложили? Давайте проверим. (Порядковый счет)
Теперь посчитаем в обратном порядке.
Назовите цифру, которая стоит перед цифрой 6, 8, 10? (5, 7, 9.)
Назовите соседей цифр 4, 6, 9? (3 – 5, 5 – 7, 8 – 10.)
Динамическая пауза. (музыка Е. Железновой)
Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в дом постучать 1, 2, 3, 4, 5.
Я стучу, стучу по елке
Где же, где же эти пчелки
Стали вдруг вылетать 1, 2, 3, 4, 5.
Присаживаемся на свои места.
6 задание:
Воспитатель:
Возьмите лист бумаги, скажите, что там изображено? (не понятно)
А чтобы точно узнать, нужно соединить точки (геометрические фигуры).
А еще какие геометрические фигуры знаете? (ромб, трапеция). Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим слайды (презентация, рассказывающие об истории возникновения геометрических фигур. В древнем Египте раньше, чтобы измерять участки земли, на которых жили египтяне, использовали фигуру, как вы думаете какая это была фигура? (ответы детей)
Воспитатель: Для измерения земли они использовали прямоугольники, говорили, что царь разделил землю между всеми египтянами, дав каждому по равному прямоугольному участку. Но также они использовали фигуры для строительства пирамид, и дворцов царя. Давайте посмотрим, что изображено на картинках? А какую фигуру напоминает нам пирамида? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте попробуем собрать пирамиды.
Проводится игра «Собери пирамиду»
На столе у каждого разложены геометрические фигуры: 6 прямоугольников, 4 треугольника, 3 круга.
Дети с помощью фигур пытаются составить пирамидку.
Воспитатель: Какие у вас получились хорошие пирамидки, посмотрите какие пирамидки получились у меня. Ну а теперь отправляемся дальше.
7 задание:
Сейчас будем решать задачи. Слушайте внимательно.
1)«Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят,
А один сметаны просит. Сколько же котяток?» (восемь).
Как получилось число 8? (к семи прибавить один будет восемь).
2) «Четыре овечки на травке лежали,
Потом две овечки домой убежали.
А ну-ка, скажите скорей:
Сколько овечек теперь?» (две).
(четыре минус два равняется двум).
3) Ветер дунул, лист сорвал.
И ещё один упал.
А потом упало пять.
Кто их может сосчитать?
Как получилось число 7?
4) Ёжик по грибы пошёл,
Десять рыжиков нашёл.
Восемь положил в корзинку
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везёшь
На своих иголках, ёж?
(как получили число 2)
5) Все мы знаем сказку «Репка»,
Все умеем мы считать.
Мы попробуем, ребята,
Всех героев вам назвать:
Внучка, Жучка, кошка, мышка,
Дед и бабушка при нём.
Ну, попробуйте, ребята
Всех назвать одним числом.
(какое действие нужно для этого сделать)
Молодцы! Вы справились с заданиями.
8 задание:
Маша приготовила для вас подарки. Только не понятно где сюрприз. У нас последнее задание осталось, слушайте внимательно.
У вас на листочке нарисована подсказка, послушайте загадку:
«Ах, вы сладкие вкусняшки,
Что вы прячетесь в бумажки?
Не получится, найдут!
Вас они и выдают» (конфеты).
Теперь вы знаете какой сюрприз вас ждет.
Чтобы найти сюрприз, вы должны сделать 5 шагов вперед, 3 шага направо, и 1 шаг назад… (дети находят сюрприз).
Вот и подошло к концу наше путешествие по стране «Математика». Поздравляю вас, на этом наше путешествие закончилось и нам пора Попрощаться с Машей. Она очень довольна, что вы ей помогли пройти все испытания. Нам пора возвращаться назад в детский сад (звучит музыка «Вот поезд наш мчится»).
Рефлексия: Вам понравилось искать сюрприз и выполнять задания? Какое задание понравилось больше? (ответы детей).
А мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.