Кристина Винницкая
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной группы «Занимательные цифры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной группы «Занимательные цифры»
Цель.
Обучение навыку свободно оперировать цифрами, развивать логику и речь. Развивать мыслительную деятельность.
Задачи.
- Активизировать действия детей по теме «задачи» с использованием дидактических и развивающих материалов.
Публикация «Конспект занятия по математике с детьми подготовительной группы „Занимательные цифры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Упражнять детей в образовании числа «7» с использованием математических действий на вычитание в пределах «10».
- Повторение названия и порядка цифр.
- Развивать умение определять состав числа графически и знаками.
- Развивать навык свободно пользоваться в речи математическими терминами.
- Закреплять навык составления простых математических задач.
Методы и приёмы.
- упражнения на логическое мышление;
- упражнения на смекалку;
- вопросы к детям;
- использование дидактических пособий и наглядного материала, физкультминутки.
Оборудование и материалы.
- фланелеграф;
- демонстрационные материалы: картонный аналог палочек Кьюзенера, карточки с математическими знаками и цифрами;
- карточки с вопросами для блиц-ответов;
- карандаши и листы в клетку для графического диктанта.
Подготовка.
Вывешивание фланелеграфа, выкладывание раздаточного материала.
Ход занятия.
1. Вступление
Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака «Весёлый счёт» и просит детей догадаться, о чем сегодня пойдет речь на занятии.
С. Я. Маршак «Веселый счет»
«Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой — посмотри —
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков —
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть — дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка — кочерга.
У нее одна нога.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять, иль девятка, —
Цифровая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы О —
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это — десять.»
Слушаются ответы детей.
Воспитатель: «Молодцы, догадались. Сегодня у нас в гостях цифры. Как вы думаете, что обозначают цифры в нашей жизни (где используются? Что можно сделать с цифрами (посчитать и написать?
Слушаются ответы детей.
Воспитатель: «Зная цифры можно все пересчитать! Послушайте, как поступил этот мальчик».
Подготовка: домик на фланелеграфе и члены семьи.
2. Агния Барто "Я теперь все цифры знаю"
(во время чтения стихотворения воспитатель цифру не произносит, а показывает на неё указкой, и дети сами произносят цифру вслух)
Я теперь все цифры знаю,
Дома всех пересчитаю.
Рыжий кот живет у нас,
Кот ленивый — это раз ( 1).
Я считаю без ошибки,
Два ( 2) — в аквариуме рыбка.
Три ( 3) – любимая бабуля
Вяжет варежки на стуле.
Папа ходит по квартире,
Будет он у нас – четыре ( 4).
Ну а мама – это пять ( 5),
Как ее не посчитать?
Кто поет нам песни звонко?
Шесть ( 6), считаю я сестренку.
Дед с газетой – это семь ( 7),
В кресле он уснул совсем.
Мы с сестрой собаку просим.
Если купят — будет восемь ( 8).
Ну а девять ( 9) – это я,
Вот и вся моя семья.
(одновременно заселяем в дом семью)
2. Найди своё место
Дети подходят к воспитателю. Воспитатель держит в руках коробку с карточками различного цвета, на которых написаны цифры; дети берут из неё по одной карточке. Воспитатель предлагает детям найти на столе карточку такого же цвета (с написанной цифрой, и, сложив оба числа, найти свой стул (стулья заранее пронумерованы).
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: задает детям вопрос, почему именно на этот стульчик ты сел?
Слушаются ответы детей.
3. Состав числа.
Воспитатель: С цифрами можно еще и можно составить примеры и решать задачи и решать ребусы. Разгадайте ребус: 7 + Я
Воспитатель заранее готовит аналог палочек Кьюзенера в плоском картонном увеличенном варианте для фланелеграфа для чисел от 1 до 7 (для удобства дальнейшего составления задач на полосках написаны цифры). На столах перед детьми разложены цифры от «1» до «7» и математические знаки «+», «-» и «=».
Воспитатель выбирает полоску с числом «7» и просит по очереди нескольких детей подойти к доске и другими полосками выложить число «7» (проговариваются вслух различные варианты состава).
Детям даётся задание параллельно с действиями на доске с помощью цифр и математических знаков выложить перед собой на столе соответствующие математические действия, например:
1) 7 = 3 + 4;
2) 7 = 2 + 5;
3) 7 = 1 + 6.
Воспитатель просит нескольких детей прочитать выложенные математические действия.
4. Составление задач.
Воспитатель: А как еще из двух чисел можно получить число «7»?
Воспитатель объясняет детям, что с цифрой «7» можно составить другие математические действия, используя математический знак «-» (минус или вычитание). Он выкладывает на фланелеграфе математические действия, напоминая детям их значения.
Дети на столе, одновременно с воспитателем, выкладывают то же самое, например:
1) 9 – 2 = 7;
2) 10 – 3 = 7;
3) 8 – 1 = 7.
Итого, перед детьми выложены шесть математических примеров. Воспитатель на примере одного из них придумывает задачку с условием и решением.
Например: «Утром Света проснулась, стала собираться в садик. Посмотрела в окно и увидела на небе 3 яркие звёздочки. А когда вышла на улицу, то увидела ещё 4 звёздочки. Сколько всего Света увидела на небе звёздочек? Ответ: 7. Решение: 3 + 4 = 7».
Воспитатель просит детей придумать задачи по оставшимся математическим действиям на разные темы:
- про животных;
- про друзей;
- про игрушки.
5. Физкультурная минутка.
Сергей Михалков «Котята»
(Когда услышат название цифры, дети делают любое движение, какое хочется, необязательно, как у остальных детей. Например: хлопнуть в ладоши; топнуть ногой; присесть; подпрыгнуть на месте и др.)
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята —
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Один, Два, Три, Четыре, Пять.
Один — котенок самый белый,
Два — котенок самый смелый,
Три — котенок самый умный,
А Четыре — самый шумный.
Пять — похож на Три и Два —
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята —
Один, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
6. Блиц (быстрые ответы).
Воспитатель на фланелеграфе размещает 10 карточек (текстом вовнутрь, цифрой от 1 до «Х» снаружи). На карточках с обратной стороны написаны вопросы на сообразительность и лёгкие математические действия. Отвечать на вопросы надо быстро.
Ребёнок снимает карточку с доски и читает вопрос. Если ребёнок не может быстро ответить на вопрос, то просят ответить рядом сидящего ребёнка.
Примеры вопросов:
- Сколько в кулаке пальцев?
- Сколько концов у палки?
- Назови цифру больше «7».
- Назови цифру меньше «4».
- Сколько хвостов у 2-х мышей?
- Чего у тебя больше: глаз или ушей?
- Сколько у кота рогов?
- Сколько зим в одном году?
- Кого больше: три червячка или две змеи?
- У кого больше пальцев: у тебя или у мамы?
- Сколько у тебя зелёных носов? А голубых?
- У тебя 2 яблока. Ты съел (а) одну грушу. Сколько яблок осталось?
Сколько будет придумано вопросов – столько карточек будет на доске.
7. Рисование по клеткам (графический диктант).
Воспитатель просит детей подготовиться к графическому диктанту.
- 2 - вниз, 5 - вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 4 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 4 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 4 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 5 – вправо, 1 – вниз.
(Получилась цифра «5»).
В конце занятия производится положительная оценка работы детей.