Екатерина Михайлова
Конспект занятия по математике «Часы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-Познакомить с определением времени по часам.
- Закрепить знания о последовательности частей суток, дней неделе, месяцев в году, времен года.
- Развивать умственные способности детей, речь, быстроту реакции, познавательный интерес.
-Совершенствовать представления о делении на равные части, об отношениях части и целого;
Оборудование:
-демонстрационная модель часов (с крупными цифрами) — циферблат с вращающимися стрелками, модели часов для детей, разные виды часов;
Публикация «Конспект занятия по математике „Часы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
-на каждого ребенка по два одинаковых листка бумаги, форма и размер листков различны (большие и маленькие квадраты, прямоугольники, круги).
Ход занятия.
Проводится с детьми игра с мячом «Назови скорее». Дети встают в круг. У воспитателя мяч, она бросает ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос.
Вопросы:
1. Какое сейчас время года?
2. Какой сейчас день недели?
3. Назови первый месяц года?
4. Какой день недели наступит после воскресенья?
5. Сколько месяцев году?
6. Сколько дней в неделе?
7. Какой сейчас месяц?
8. Сколько дней в неделе мы отдыхаем?
9. В какое время суток мы идем в детский сад?
10. Назови последний месяц года?
11. Назови второй день недели?
12. Назови части суток по порядку? и т. д.
1.Воспитатель. Для начала предлагаю вам отгадать загадки:
Мы день не спим, мы ночь не спим,
И день, и ночь стучим, стучим. (Часы)
Дети. Часы.
Воспитатель. Послушайте еще одну:
Лицо – циферблат, а стрелки – усы,
Голос – звоночек, всё вместе (Часы)
Дети. Это тоже часы.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какие есть часы. Демонстрация различных видов часов. Ребята, а для чего нужны часы?
Дети: Чтобы знать точное время и не опаздывать на работу папе и маме, а нам в детский сад.
Воспитатель: Правильно, чтобы знать, когда идти на прогулку, завтракать. Посмотрите на мои часы. Круг с цифрами на часах называется циферблат. Давайте рассмотрим цифры, определим, сколько их, как они расположены на циферблате (по кругу)
Воспитатель:
У всех часов есть стрелки. Что вы можете о них сказать? Одна стрелка короткая, она показывает который час. Если она показывает часы, значит она какая? (часовая).
Вторая –длинная и показывает минуты, значит она какая? (минутная)
Обе стрелки движутся по кругу, скорость движения у них разная. Начинает свое движение по циферблату длинная стрелка. От одного деления до другого она проходит за одну минуту, поэтому так и называется — минутная. От деления к делению, от одной минуты к другой — так минутная стрелка обошла весь круг и вернулась на свое прежнее место, к двенадцати. Если подсчитать эти мелкие деления на циферблате, то их окажется 60. Кто может объяснить, почему делений 60?
Один час состоит из 60 минут, поэтому и делений на циферблате тоже 60. Минутная стрелка прошла полный круг за 60 минут, или за один час.
Короткая стрелка движется медленнее, чем минутная. За то время, пока минутная стрелка пробежала 60 минут, или один час, т. е. полный круг, короткая стрелка только проползла от одной цифры до другой. Что она показывает? Сколько времени прошло, сколько полных часов прошло. Прошел ровно один час. Часовая стрелка передвинулась от двенадцати к цифре 1. Теперь часы показывают один час.
Отсчет времени новых суток начинается ночью, когда большинство людей спят. Обе стрелки тогда стоят на двенадцати. Трудно даже увидеть, что это две стрелки, потому что короткая закрыта длинной. В этом случае (ночью) они обозначают ноль часов. (полночь)
Часы никогда не останавливаются (только если сломаются). Поэтому показали стрелки час и снова двинулись в путь: минутная со своей скоростью, а часовая со своей.
Бегут минуты, часы. Стрелки движутся по циферблату, отсчитывая время. Они встретятся еще раз на двенадцати. Это будет означать полдень, 12 часов дня.
Воспитатель обращает внимание на то, что, когда часы идут в рабочем темпе, бывает трудно заметить движение стрелок, при этом приходится долго и напряженно наблюдать за ними (воспитатель демонстрирует настоящие часы).
Используется и модель часов, на которой дети упражняются в определении времени.
Дети ставят стрелки по заданию воспитателя и определяют, который час. Предлагается выполнить задания: поставить стрелки так, чтобы часы показывали 7 часов, 3 часа, 11 часов, 12 часов.
Воспитатель : «Мы учились с вами определять время по часам, когда они показывают полный час. Но это еще не все. Посмотрите на часы (на циферблате половина третьего). Расскажите, как передвинулись стрелки». Выслушивает детей, обобщает их высказывания: каждая из стрелок и минутная, и часовая прошла половину своего пути, прошла по полкруга. Когда стрелки пройдут оставшуюся часть пути, будет три часа. А сейчас на них два часа 30 минут или половина третьего (упражняются в определении времени с точностью до получаса, ставя стрелки по заданию или определяя, что показывают модели часов).
Физкультминутка: «Часы».
Наклоны головы то к одному, то к другому плечу:
Тик-так, тик-так-
Все часы идут вот так:
Тик-так.
Дети раскачиваются в такт маятника:
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так,
Тик-так.
Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» - голова наклоняется к правому плечу, потом к левому, как часы и т. д. :
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так.
2. У каждого ребенка по два одинаковых листка бумаги, однако, у всех детей форма и размер листков различны (большие и маленькие квадраты, прямоугольники, круги). Воспитатель предлагает один листок отложить в сторону, а другой разделить путем сгибания, как это делали раньше,сначала на 2,а затем на 4 равные части: пополам и еще раз пополам.
Дети делят, выкладывают части перед собой.
Воспитатель задает вопросы: «Сколько у каждого получилось частей? Что больше: часть или целый листок? Что меньше: целый листок или часть? Как называется каждая из частей?» (одна вторая;одна четвертая).
Воспитатель готовит детям ловушку. Предлагает нескольким детям выйти к доске и показать по одной части от своего деления (тем, у кого части по виду отличаются). Спрашивает каждого: «Как называется твоя часть?» Ребенок отвечает: «Одна четвертая». Воспитатель обращается поочередно к каждому ребенку: «А у тебя? А у тебя? А у тебя?»
Затем педагог прикрепляет к доске эти части, указывает на них и говорит: «Посмотрите, какие разные получились части, разве могут они все называться одной четвертой?»
Выслушивает рассуждения детей. Все вместе анализируют ситуацию. Делают вывод: каждая из этих частей называется одной четвертой потому, что разделили листок на четыре равные части. Форма части зависит от формы листка, который делили.
Воспитатель предлагает детям выполнить еще несколько заданий и объяснить свои действия: покажите четыре четвертых, две четвертых, одну вторую.
Дети объясняют свои ответы.
3. В тетрадях выполняют задания на закрепление пройденного материала.