Елена Пролеева
Конспект занятия по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста «Части суток»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста
«Части суток»
педагог-психолог Пролеева Елена Анатольевна
Цель занятия : Формировать у детей представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности.
Задачи:
1. Сформировать и закрепить представление о последовательности частей суток, их особенностях.
2. Развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание;
Публикация «Конспект занятия по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста „Части суток“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
3. Воспитывать умения работать в коллективе, общаться; способствовать формированию коммуникативных качеств личности детей.
Тип занятия : интегрированное занятие.
Форма занятия : групповая
Продолжительность: 25 минут.
Участники : дети средней группы.
Возраст обучающихся : 4-5 лет.
Оборудование и материалы : предметная картинка с изображением гнома, наборы картинок с изображениями частей суток, разложенные на каждом столе, картинка-часы сутки.
Предварительная подготовка: воспитателя: чтение дополнительной литературы, написание конспекта занятия, подготовка оборудования и материалов; детей : рассматривание иллюстраций, изучение частей суток, их последовательности и особенностей.
Словарь: активизировать слова утро, день, вечер, ночь, сутки.
Методы, используемые на занятии :
Методы: наглядные, словесные, практические.
Приемы: фронтальная беседа, рассказ воспитателя, демонстрация и подбор картинок, объяснение, слушание, воспроизведение, указания, оценка детской речи, вопрос, игровые приемы.
Структура занятия :
Этап занятия содержание время
1. Введение Организация детей.
Создание мотивации, интереса к занятию.
Воспитатель объявляет тему занятия 2 мин
2. Основная
(теоретическая) часть Отгадывание загадок.
Рассматривание картинок.
Повторение детьми частей суток, их последовательности и особенностей. 10 минут
3. Физкультминутка для снятия напряжения мышц тела
«Кот Антипка» 3 мин
4. Основная
(теоретическая) часть
Дидактические игры 7 минут
5. Подведение итогов занятия (рефлексия)
Дети при помощи воспитателя подводят итог занятия. 3 мин
Ход занятия:
1. Введение
Воспитатель «Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, я очень рада вас видеть, а вы рады видеть друг друга? Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. А теперь присаживайтесь на свои места.
Вы все наверно видели мультфильм «Белоснежка и семь гномов», может кому-то читали сказку. Так вот, гномы - хранители времени. К нам на занятие сегодня пришел Гном, только он очень маленький и все время все путает. Он запутался в частях суток, и не может их отличить друг от друга, из-за этого он очень расстроился, давайте поможем ему. (Приложение, рисунок 1)
2. Основная часть занятия.
Отгадайте загадки:
Утро, вечер, день и ночь.
Как запомнить вам помочь?
Временные промежутки,
Под чудным названьем? …. (сутки)
Как всего за три минутки, разобрать на части сутки?
Будем дружно отвечать, части суток называть.
Мамы деток разбудили.
Дети личики умыли.
Застелив свою кровать,
Будут в детский сад шагать.
Все ответят дружно,
Наступило? (утро)
Воспитатель предлагает детям выбрать на столах и показать картинку «утро». (Приложение, рисунок 2)
Ребята, а что утром делаете вы? (дети отвечают)
А как определить, что на улице наступило утро? (стало светло, просыпается солнышко, рассветает, начинают петь птички и т. д.)
Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали
и немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это? …. (днем)
Воспитатель предлагает детям выбрать на столах и показать картинку «день» (Приложение, рисунок 3,4).
А чем занимаетесь вы днем? (дети отвечают)
Ребят, а как определить, что на улице наступил день (ярко светит солнце, на улице светло, и т. п.)
Наигралась детвора.
Расставаться нам пора.
Вот уже и мы с тобой
возвращаемся домой.
Огни мелькают словно свечи,
Все ответят это? (вечер)
Воспитатель предлагает детям выбрать на столах показать картинку «вечер» (Приложение, рисунок 5,6)
Расскажите мне, как вы проводите время вечером? (дети отвечают)
А по каким признакам вы можете сказать, что на улице наступил вечер?
(начинает смеркаться, затихают птицы, солнышко заходит, и т. д.)
На дворе уже темно,
Спать легли уж все давно.
Мама, папа, сын и дочь,
Наступила, значит? …. (ночь)
Мы за несколько минуток, повторили части суток!
Воспитатель предлагает детям выбрать на столах и показать картинку «ночь». (Приложение, рисунок 7)
Что вы делаете ночью? (дети отвечают)
А что происходит на улице ночью (на небе появляется вместо солнца луна и звезды, на улице очень темно)
3. Физкультминутка «Кот Антипка»
Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)
Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.)
В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)
В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)
В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)
В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)
В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)
В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)
В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)
В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)
Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)
4. Основная (теоретическая) часть (продолжение)
А сейчас давайте поиграем в игры, которые помогут вам и Гному запомнить порядок частей суток и их особенности.
Дидактическая игра 1
Цель – уточнение представлений о последовательности частей суток, закрепление названий частей суток.
Воспитатель называет любую часть суток, дети продолжают называть в правильной последовательности.
Воспитатель: - день; дети: - вечер, ночь, утро;
Воспитатель: - ночь; Дети: - утро, день, вечер. и т. д.
Посмотрите, ребята, наш гость – маленький Гном повеселел. Он наконец-то запомнил порядок частей суток и больше никогда не забудет и не перепутает их.
Дидактическая игра 2 Работа с часами «СУТКИ»
Цель – уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал : часы с 4 секторами ( картинки: утро, день, вечер, ночь)
Посмотрите внимательно на рисунок в моих руках и ответьте, пожалуйста, на мои вопросы: (Приложение, рисунок 8)
Воспитатель показывает на сектор, где изображено утро, спрашивает:
- Что здесь нарисовано?- Когда это бывает? - А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т. д.)
(Обращаем внимание на положение солнца) :
-Утром становится светло, солнышко поднимается.
Воспитатель показывает сектор, где изображён день, спрашивает:
- Что здесь нарисовано? - Когда это бывает? - А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т. д.)
- Днём тоже светло, солнышко – высоко на небе.
Воспитатель показывает сектор, где изображён вечер, спрашивает:
- Что здесь нарисовано? - Когда это бывает? - А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т. д.)
- Вечером темнеет, солнышко заходит, опускается.
Показывает сектор, где изображена ночь, спрашивает:
- Что здесь нарисовано?- Когда это бывает? - А что мы делаем ночью? (Спим) Ночью темно, светит луна. Затем обводит календарь рукой и говорит: утро, день, вечер и ночь можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.
5. Подведение итогов занятия (рефлексия)
Вот и подошло к концу наше занятие, расскажите мне ребята, о чем мы сегодня говорили на нашем занятии? (дети отвечают)
Вы большие молодцы, спасибо за работу!
Литература.
1. Кац Е. Математика вприпрыжку. Варианты логических заданий для детей 4-6 лет. / Издательство: МЦНМО, 2017.
2. Методические требования к занятию по математике.
3. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду : Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 1998. -272 с.