Шарапова Елена Александровна
Конспект занятия по логоритмике «Наступила весна» для детей 5–6 лет с заиканием
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по логоритмике «Наступила весна»
Возраст: дети 5-6 лет с заиканием.
Форма работы: подгрупповая.
Цель:
- Развитие речевых, двигательных навыков, ритмических способностей детей
- Закрепить лексический материал по теме «Весна», через речевые и музыкально-двигательные упражнения и игры.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Нормализовать темпо-ритмическую организацию речи заикающихся дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять и обобщать знания детей о весне.
2. Активизировать словарный запас детей по данной теме.
3. Закреплять умения детей отвечать полными предложениями на вопросы.
Развивающие:
1. Развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.
2. Развивать речевое дыхание детей.
3. Развивать слуховое восприятие, внимание.
4. Развивать чувство ритма.
5. Развивать общую и мелкую моторику.
6. Развивать умение расслаблять мышцы тела, правильно распределять мышечную нагрузку тела.
Воспитательные:
1. Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Предварительная работа:
- слушанье музыкального произведения П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года»);
- Рассматривание иллюстрации о весне;
- Знакомство с диалогом Л. Лойко «Зима и весна»;
- Заучивание стихотворении;
- Отгадывание загадок.
Оборудование: наглядный материал по лексической теме «Весна», фонограмма Чайковский «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года», металлофон.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети заходят в кабинет логопеда. Звучит музыкальное произведение П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года»)
Логопед : Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Как сегодня светло и тепло! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.
1. Коммуникативное упражнение.
Дети выполняют коммуникативное упражнение «Музыка здравствуй!» музыка и слова М. Л. Лазарева.
- Здравствуйте девочки!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте мальчики!
- Здравствуйте все!
- Здравствуйте!
(Лазарев М. Л. «Здравствуй!» : Программа формирования здоровья у детей дошкольного возраста. -М. : Академия здоровья, 1997.-с. 128)
Минута релаксации. Логопед включает музыкальное произведение П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года»)
Дети садятся на стулья. Логопед спрашивает у детей какая это музыка, какие эмоции она вызывает, на что похожа (ответы детей).
Упражнение 2. Пальчиковая гимнастика.
Логопед : Я приглашаю вас встать в круг и поиграть нашими пальчиками (дети встают в круг вместе с логопедом и выполняют действия в соответствии с содержанием стихотворения).
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.
(Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО, 2007).
Упражнение 3. Мимическое упражнение.
Логопед : Молодцы! А теперь давайте выразим радость от встречи с весной. Как нам тепло и приятно, мы греемся на солнышке (логопед показывает вместе с детьми, а теперь представим себя доброй и ласковой весной : мы дарим деревьям листву, лугам траву и цветы (логопед изображает вместе с детьми).
2. Основная часть.
Упражнение 4. Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке» + развитие голоса.
Логопед вместе с детьми выполняет упражнение.
Жил на свете язычок. Был у него свой домик.
Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка.
Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать.
Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!
А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а". Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и". Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у". незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.
Вот и сказке конец.
Физкульминутка 5. Упражнение на согласование речи с движением.
Логопед : Ребята, а вы хотите побывать в весеннем лесу и встретить весну? (ответы детей). Сейчас мы с вами отправимся в весеннее путешествие.
Звучит запись П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года»)
Дети выполняют вместе с логопедом упражнение сопровождая его движениями.
В лес весенний мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Дети идут, высоко поднимая колени)
Топают ножки по прямой дорожке.
И поскачут ножки прямо по дорожке.
(Дети двигаются на подскоках)
Скакали, скакали и встали. Стоп! (бубен)
(Дети останавливаются по сигналу)
По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки.
(Дети идут, приставляя пятку одной ноги к носку другой)
Друг за другом побежали,
И нисколько не устали.
(Н. И. Нищева. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».- Спб. : Детство – Пресс, 2003).
Упражнение 6. Дыхательная гимнастика «Весна».
Логопед : Ребята, мы с вами пришли в волшебный весенний лес. Давайте вместе подышим весенним воздухом.
Логопед вместе с детьми выполняем упражнение.
- Вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом -
Мы подуем высоко (Дети поднимают руки вверх, встают на носки и дуют
на руки).
Мы подуем низко (Дети вытягивают руки перед собой, приседают и дуют на руки).
Мы подуем далеко (Дети держат руки перед собой, наклоняются вперёд и
дуют на руки).
Мы подуем близко (Дети кладут руки на грудь и дуют на руки).
Логопед : Давайте остановимся на лесной полянке (дети садятся ковер). Ребята, скажите, а кто у нас просыпается из зимней спячки весной? (ответы детей). Правильно, медведь. Давайте с вами покажем, как он просыпается.
Упражнение 7. Самомассаж «Пробуждение мишки».
(Логопед вместе с детьми выполняет упражнение)
- Медвежата потерли лапы и умыли мордочки снизу-вверх, не прикасаясь к ним, поверх шерсти.
Бесконтактный массаж лица 1-2 раза.
Начинаем будить уши. Уши - очень важный для медведя орган. Медвежата тщательно будят уши. Потерли ладони друг об друга 4-6 раз. Подергали оба ушка за верхние края вверх, за мочки вниз, за серединку назад по 4-6 раз.
- Медвежата потерли лапы и умыли мордочки снизу вверх, не прикасаясь к ним, поверх шерсти.
Бесконтактный массаж лица 1-2 раза.
Начинаем будить уши. Уши - очень важный для медведя орган. Медвежата тщательно будят уши. Потерли ладони друг об друга 4-6 раз. Подергали оба ушка за верхние края вверх, за мочки вниз, за серединку назад по 4-6 раз. Большим и указательным пальцами гладим, разминаем и гладим завитки ушей по 1-2 раза. Кончиком указательного пальца круговыми движениями 2-4 раза массируем внутреннюю часть ушной раковины. Разогреваем трением ладошки и массируем ушные раковины вперед - назад 2-4 раза, при движении вперед заворачиваем ушную раковину. Делаем вилочку из 2 и 3 пальцев и массируем уши снизу вверх 4-6 раз. Самомассаж ушей.
Дети садятся на свои места.
Упражнение 8. Чтение стихотворения «Диалог А. Лойко «Зима и Весна».
(повторение изученного материала)
Логопед : Давайте с вами вспомним стихотворение «Диалог А. Лойко «Зима и Весна», я прочитаю его для вас, а затем мы прочитаем его вместе я буду «Весной», а вы «Зимой» :
Говорит «Весна» :
- Сестра, уходить тебе пора!
А «Зима» «Весне» в ответ:
- Нет! Нет! Нет! Нет! (грозно и громко)
Говорит «Весна» тогда:
- С крыши капает вода!
- Да! Да! Да! Да! (грустно, голос умеренно громкий)
- Тают горки во дворах!
- Ах! Ах! Ах! Ах! (тихо)
- А на речке треснул лёд!
- Ох! Ох! Ох! Ох! (тихо и печально)
Логопед : О чем идет речь в этом стихотворении? (ответы детей). Правильно, о приходе весны. Пришла весна! Весна-красна!
Упражнение 9. Упражнение «Хорошо-плохо».
Логопед : Ребята, вы рады, что весна наступила? А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д.)
- Что плохо весной? (Грязный снег, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, и т. д.)
- Встаньте в круг, теперь вы будете задавать друг другу эти вопросы и передавать мяч, кто ответил полным предложением – задает вопрос следующему и т. д.
Упражнение 10. «Капель»
Логопед : Ребята, отгадайте загадку.
Только за окошком
Попустил мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь -
Под моим окошком
Что звенит? …
Дети: Капель.
Логопед : Правильно. Сейчас я вам буду проигрывать звучание капели, а вы должны будете воспроизвести это звучание при помощи хлопков.
Логопед при помощи металлофона озвучивает капель, а дети прохлопывают этот ритм.
3. Заключительная часть.
Логопед : Ну вот, ребята, мы с вами и встретили весну. Пора нам возвращаться из весеннего леса обратно в наш детский сад. Но сначала, давайте присядем на пенечки и немного отдохнем в весеннем лесу.
Упражнение 11. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Закрывайте глазки:
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно
Расслабление приятно!
Светит солнышко, сияет
Греет деток с высоты.
Подставляйте солнцу спинки.
Подставляйте животы.
- Вот вы и отдохнули. Открываем глазки. Потянитесь, улыбнитесь.
Итог занятия.
Логопед : Мы с вами встретили весну и вспомнили ее признаки. Расскажите, что понравилось? Что нет? Вы отройте мне секрет (ответы детей). Вы сегодня молодцы: все упражнения выполняли правильно. Спасибо вам!