Екатерина Ермолаева
Конспект занятия логопедического кружка в средней группе
▼ Скачать
Конспекты занятия по кружку «Говорушички»
ЗАНЯТИЕ 1 Знакомство с органами артикуляционного аппарата
Цель:• Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.
• Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).
Оборудование: платочки
Прочитайте детям сказку М. Г. Генинг и Н. А. Герман "О Веселом Язычке" :
Публикация «Конспект занятия логопедического кружка в средней группе» размещена в разделах
"Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот.
Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое, а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок - это небо. Просит погладить небо языком). На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показывает описанные упражнения). Вот и вся сказка про Веселый Язычок.
Пальчиковая гимнастика «Кошки-мышки» стр 21 О. А Зажигина
Дидактическая игра «Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов. ХодВоспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Занятие 2
Тема: Гласный звук [а]. Буква А.
Цель: Дать понятие о речи устной и письменной, познакомить с понятиями «звук» и «буква», учить выделять звук [а] из ряда гласных; развивать слуховое внимание; познакомить с буквой а.
Оборудование: картинки предметов (ананас, апельсин, аист, автомат, автобус., буква «А», карточки со звуком «А», камушки, платочки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Показать мимикой:
- радость;
- грусть;
- тревогу;
- печаль.
2. Понятие о речи устной и письменной.
Речь бывает устной, когда мы говорим, и письменной, когда мы пишем. Когда мы говорим, то мы произносим звуки, пишем буквы. Буквы – это значки для записи звуков.
3. Какие звуки вы поете?[а,о,у,ы,э].
Те звуки, которые вы поете, называются гласными. Воздух проходит свободно, нигде не встречая преград.
- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (а – а – а).
Воспитатель показывает картинки со звуками «а».(ананас, апельсин, аист, автомат, автобус).
Выделение звука [а] из слов ананас, апельсин, аист, автомат, автобус.
- Какой звук слышится в начале слова?
- Есть ли еще в слове такой звук?
4. Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка при произношении этого звука).
Рот широко открыт.
Губы спокойны (не напряжены и не округлены).
Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.
Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград.
Голос работает.
5. Звук А – гласный, обозначаем красным цветом. Выделение звука А на слух, при этом если услышите звук А нужно хлопнуть в ладоши 1 раз.
- Из ряда гласных уа, ау, аи, иу, иа, ао, уиа, иуа.
- Из слов: азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт, книжный
6. Дидактическая игра (по картинкам) «Чего не стало», «Что изменилось».
Игра на развитие внимания, зрительной памяти.
7. звук а легко пропеть. а) а---а,---а,---а б)а---а---а
Нужно пропеть звук [а] пробираясь по звуковой дорожке.
Пальчиковая гимнастика «Кошки-мышки» стр 21 О. А Зажигина
Знакомство с буквами А.
- Вот буква вроде шалаша.
Не правда, ль буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает Алфавит.
- Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А! (Показ буквы.)
- На что похожа буква А?
- Из скольких элементов состоит буква?
Выкладывание буквы из камушек.
Итог занятия.
ЗАНЯТИЕ 3
ЗВУК гласный «У», буква «У»
Цель: • Познакомить с буквой «У», формировать умение узнавать её среди других букв, воспроизводить её начертание с помощью взрослого.
• Продолжать учить изменению числа существительных (именит. и родит. падежи.).
• Способствовать развитию общей и пальчиковой моторики, координации речи с движениями.
Материал:предметные картинки, имеющие в названии [у], иллюстрации к логосказке, осенние листья из картона, картинный материал к игре «Один-много», таблица из пособия «Весёлая азбука», картинки с предметами, имеющими сходство с буквой «У».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Игра «Подскажи словечко».
Дети договаривают по одному слову в предложении логопеда с опорой на предметные картинки:
- По траве гуляет … (утка).
- У Вани болит … (ухо).
- У зайца длинные … (уши).
- Коля завязал крепкий … (узел).
- Пчёлы живут в … (улье).
- Лена пошла на … (улицу).
Логопед : «Кто какое слово назвал?» (каждый ребёнок вспоминает своё слово). Затем обращается к каждому ребё нку: «Сколько слов ты назвал (а?». Каждый ребё нок отвечает: «Одно».
II. Характеристика звука [у] по артикуляционно-акустическим признакам.
«Губы трубочкой потянем
И нисколько не устанем!»
Картотека Сказок про буквы
III. Развитие фонематических процессов. Игры Совушки-совы.
Логопед : «А сейчас наша гостья хочет с нами поиграть и заодно поучиться слушать свой любимый звук. Смотрите, какие красивые осенние листья она принесла вам из своего леса» (все дети получают по одному листу).
1) Различение звука в ряду гласных.
Логопед : «Продолжаем игру: теперь будет слышно, но не видно. Помашите Совушке листочками, когда услышите «У» : А, У, И, У, Э, Ы, У, А, У, У»… После игры логопед собирает у детей листья.
2) Выделение звука на фоне слова.
Логопед : «А теперь вы услышите слова. Повторяйте за мной только слова со звуком «У» : улей, утка, мак, узел, Аля, дым, угол, Маша, умница, улица».
Пальчиковая гимнастика «Кошки-мышки» стр 21 О. А Зажигина
VI. Знакомство с буквой «У».
Логопед : «А теперь я хочу Совушке и вам показать букву, с которой дружит звук «У». Это буква «У». Вот она. Давайте рассмотрим букву. Из каких элементов она состоит? (ответы детей). Буква «У» из двух палочек: длинная палочка справа, а короткая – слева. На что похожа буква «У»? (ответы детей)» Логопед показывает картинки, имеющие сходство с буквой «У» (сучок, кактус, вешалка) и читает стихотворения:
«У» – сучок.
В любом лесу
Ты увидишь
Букву «У».
Кактус рос, как буква «У», -
Подарил нам красоту!
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
Выкладывать звук «У» из cчетных палочек
Готовим руку к письму
ЗАНЯТИЕ 4
ЗВУК «У», «А», буква «У», «А».
Цель: Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки (а, у)
Оборудование: мяч, платочки.
Ход занятия:
Артикуляционная гимнастика
«Дудочка», «Окошечко»
Дид. игра «Веселый мяч»
Цель: Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат.
Ход: Воспитатель говорит: «У меня веселый мяч. Он умеет смеяться: ха-ха-ха, хи-хи-хи.».(Дети повторяют.)
«Если играет девочка, то мяч смеется: ха-ха-ха. Если играет мальчик, мяч смеется: хи-хи-хи. Когда мяч падает дети говорят: ах-ох. Я буду бросать вам мяч. Вы должны поймать его, посмеяться и перебросить мяч мне. Если он упадет, то все скажите: ах-ох.» Затем мальчики и девочки меняются местами.
Дид. игра «Вьюга»
Цель: Развивать силу голоса детей.
Ход: Воспитатель показывает иллюстрацию вьюги. Издает звук [у] – песня вьюги. Если педагог говорит: «Вьюга начинается». Дети тихо произносят звук [у]. «Вьюга сильная» - произносят громко. «Вьюга кончается» - произносят тише. «Вьюга затихла» - замолкают.
Пальчиковая гимнастика «Кошки-мышки» стр 21 О. А Зажигина
Чистоговорки на звук «У»- «А»
У-у-у-губы хоботком тяну.
У-у-у-дай трубу.
У-у-у-всех детей зову.
А-а-а-шире ротик,детвора.
А-а-а-у меня болит нога.
Обучение грамоте
ЗАНЯТИЕ 5
ЗВУК «О», БУКВА «О»
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Артикуляционная гимнастика:
Оборудование: картинка буквы и звука «О», камушки,
Ход:
Дети:
-Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить.
Не вертеться, не шалить.
Артикуляционная гимнастика «Расческа», «окошка»
Сказка о букве «О» (картотека сказок)
Дидактическая игра «Один-много»
«Стол – много столов.
Сын – много сыновей.
Кот – много котов.
Дом – много домов.
Логоритмическое упражнение : «Грибочки». Стр 10 В. Н. Чернякова
Чистоговорки
О-о-о- надеваю я пальто
Ох-ох-ох – мокрый плащ просох
Д. и «Найди предметы со звуком «О»
Скороговорка Сорок сорок
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
Готовим руку к письму
Занятие 6
Звук «Ы». буква «Ы»
Цель: Уточнить артикуляцию звука [ы]; Упражнять детей в образовании существительных множественного числа; Познакомить детей с образом буквы ы.
Оборудование: набор картинок,, счетные палочки
Ход занятия:
Дети -Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить.
Не вертеться, не шалить.
-Ребята, давайте вспомним, с какими гласными звуками мы познакомились? Молодцы (А,О,У,И)
- Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?
Пароход плывет: ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ (далеко-тихо, близко-громко)
Артикуляция звука
-губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют.
Характеристика звука.
- Звук [ы] – гласный, поется, живет в красном домике.
Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:
4)Игра «Поймаем звук»
Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки!
(дети встают возле парты)
-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков :
[У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]
В слогах:
МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ
В словах:
сыр, мыло, куст, дым, лук, индюк, пыль, утка
- Я хочу рассказать вам секрет. Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.
Логоритмическое упражнение : «Грибочки». Стр 10 В. Н. Чернякова
Образование существительных множественного числа.
- Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).
- Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).
- Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.
- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы).
- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
III. а) Знакомство с буквой
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).
- Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).
- Эта буква всегда маленького роста.
б) Анализ образа буквы
Воспитатель с детьми рассматривает букву.
ы – буква сытая, несет брюшко набитое.
Из каких элементов состоит буква Ы? (Две палочки, полукруг).
- А палочки одинаковые или разные?
- Напишите букву в воздухе карандашом.
Будем букву Ы выкладывать из палочек, готовы.