Юлия Жукова
Конспект занятия по лепке и аппликации в средней разновозрастной группе «Русская березка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по лепке/ аппликации в средней разновозрастной группе на тему "Русская березка"
Цель занятия : Формировать представление о березе, как символе России, выявить ее особенности и значимость, ценность в обычаях и традициях русского народа.
значимость, ценность в обычаях и традициях русского народ
Темочки:
- Аппликации. Конспекты с аппликациями
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Береза, березка. Аппликации
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Лепка, занятия с пластилином
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Задачи:
1. Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, гражданской принадлежности, об особенностях природы своей родины.
2. Расширять знания детей о русской берёзе.
3. Развитие воображения и творческой активности.
4. Воспитание патриотических чувств.
Предварительная работа:
Знакомство с берёзой, заучивание стихов о берёзе, прослушивание музыкальных произведений о берёзе, рассматривание картин о березке.
Материал и оборудование: ЖК-телевизор, тематические плакаты «Россия-Родина моя», иллюстрации с изображением берёзы, макет березы, платочки для хоровода, пластилин, цветной картон, дощечки для лепки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами
Воспитатель включает детям видео, где дети поют песню «Россия, Россия – летят журавли».
- Ребята, о чем эта песенка? Ответы детей (о России).
- А что для нас Россия? Правильно, Россия – это наша Родина. В народе говорят: «Человек без Родины не живет». Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все – россияне. Все горячо любим свою Родину.
- Ребята, а вы знаете, как называется главный город в России? (Москва).
-Правильно, Москва. Москва – столица нашей Родины. Столица – это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны.
- А как зовут нашего Президента? (Путин Владимир Владимирович).
- Ребята, а какие официальные государственные символы вы знаете? (Гимн, герб, флаг).
Прослушивание Гимна России.
Во время беседы детям демонстрируются тематические плакаты «Россия – родина моя».
- Но, кроме гимна, герба и флага, есть ещё символы России, которые прославили нашу страну. Например (демонстрация картинок) :
Красная площадь – символ единства России, героизма нашего народа.
Кремль – символ высшего руководства России;
Куранты – символ точности, надежности и незыблемости России;
Медведь – символ силы и непобедимости русского народа;
Тройка – символ культуры русского народа с ее безудержной удалью и
пронзительной лиричностью;
Самовар, матрешка, балалайка – символы культуры, быта русского народа.
(Можно рассказать про народные промыслы, на усмотрение воспитателя).
2. Основная часть
- Ребята, но есть ещё один неофициальный символ нашей страны. А вот какой, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза)
- Правильно, береза – символ одухотворенности.
Стук в дверь.
-Ой, ребята, кто это к нам пришёл?
Воспитатель заносит в группу макет берёзы.
- Посмотрите, да к нам в гости сегодня берёзка пожаловала! Ну здравствуй, русская красавица!
Рассказ воспитателя о берёзе.
- Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Со времён глухой старины вошла в нашу жизнь берёзка. Её и сейчас очень любят в России и называют «русской красавицей».
Воспитатель читает стихотворение «Люблю березку русскую» С. Есенина.
Посмотрите на плакат, как много здесь берёзок-подружек. Раз берёзка, два берёзка – будет рощица. Такой лес называют берёзовой рощей или березняком. Повторите, пожалуйста.
Берёза-единственное в мире дерево с белой корой. Ребята, как вы думаете, для чего березе черные черточки? Оказывается, береза через них дышит. И называются они чечевички.
Белую кору называют берестой. В старину береста заменяла писчую бумагу. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности бересты буквы. Применяли бересту и как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах.
Посмотрите, а вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет все болезни, дает бодрость и силу (показывает). Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. А весной у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.
На Руси существовал праздник, где березка была центром внимания. Ветки березы. Сорванные в этот день, хранились в домах весь год, до следующего праздника, как оберег здоровья и счастья живущих в доме. В этот день девушки выходили в березовую рощу, плели венки из цветов, вплетали в них березовые ветки, а потом водили хороводы. Пели песни, посвященные березке.
- Ребята. Посмотрите, что-то наша березка загрустила. Давайте мы тоже поводим хоровод с нашей гостьей.
Хоровод с платочками «Мы вокруг березки хороводом стали»
(Все движения — по тексту, на припев — кружатся сначала в одну сторону, затем, на повтор, — в другую).
1. Мы вокруг берёзки
Хороводом стали,
Яркие платочки
Высоко подняли.
Припев: Ты, берёзка, посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши! (2 раза)
2. Мы вокруг берёзки
Весело гуляли,
Весело гуляли,
Ножками шагали.
Припев.
3. Мы с тобой, берёзка,
Поиграем в прятки.
Отгадай, берёзка,
Где же все ребятки?
Припев.
4. А теперь, берёзка,
Нам пора проститься,
Нам пора проститься,
Низко поклониться.
Припев.
- Ребята, вот мы немного и развеселили нашу березку, но все равно ей одной скучновато. Как мы можем помочь березке? Правильно, давайте слепи ей подружек.
Лепка/ аппликация «Березка»
После работы делаем физкультминутку
Мы березку посадили,
Мы водой её полили,
И березка подросла
Ветки к солнцу подняла,
А потом их наклонила
И детей благодарила.
- Ребята, наша березка благодарит вас за помощь. Теперь ей не скучно будет одной. Давайте попрощаемся с нашей гостьей (макет березы воспитатель уносит).
3. Заключительная часть
-Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали?
- Какие бывают официальные символы России?
- Какие бывают неофициальные символы России?
- Как называется лес, в котором растут березы?
- Как называются черные черточки на коре березы? Для чего они служат?
- Как называется кора березы? Чем береста служила человеку в старину?
- Что лепили? Для чего?