Анна Юркова
Конспект занятия по лепке «В гостях у Дымковских игрушек» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ:
Обогащать и расширять художественный опыт детей.
Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
Развивать творческие способности.
Активизировать в речи детей прилагательные.
Программное содержание: расширять представление о народной игрушке;
закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи.
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Темочки
Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Учить соединять части фигурки.
Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
Формировать умение работать с глиной.
Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.
Материалы и атрибуты: дымковские игрушки; таблицы с изображением элементов дымковской росписи.
Для каждого ребенка глина, стека, вода, салфетки
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи народной игрушки. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Ход занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.
Сорока - белобока по лесу летала,
По веткам скакала,
Детский сад искала.
Принесла в клюве письмо.
(Показывает детям письмо.)
От кого оно?
(Открывает конверт.)
«Здравствуйте, ребятки, -
Настенки и Ванятки,
Тани, Сани, Пети и другие дети!
Если любите играть,
Сочинять и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушки из села Дымково».
Педагог: Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?
Дети: Хотим!
Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.)
Педагог: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр).
- Все готовы? Ковё р взлетает:
Раз-два-три-четыре-пять,
Начал наш ковёр взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся,
Глядь – и мигом приземлимся!
Смотрите-ка, река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили из глины посуду и игрушки. Вот глиняный шарик – прадедушка всех игрушек. Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник - ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника… и всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки : крестьяне – мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье. Оттого, наверное, и назвали вятскую слободку «Дымково».
А ну-ка, посмотрим, кто здесь живёт.
Кто письмо прислал с сорокой?
Кто послал её далёко?
Кто ребяток в гости звал?
Кто игру им обещал?
Поскорее покажись, покажись,
Поскорее назовись, назовись!
На столе появляются дымковские игрушки.
Педагог:
За студёною водицей
Собирается девица,
Как лебёдушка, плывёт,
Вёдра полные несёт.
Поглядите, что за птицы!
Кто ни взглянет, удивится!
Расписные петухи,
Курочки и индюки.
Лапки, клювы, оперенье –
Просто чудо, загляденье!
Педагог:
Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.
Дети становятся в круг. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки.
Педагог: Молодцы! С заданием вы справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.
Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.
- Из чего делают дымковские игрушки?
- Какие еще нужны материалы?
- Какие нужны инструменты для работы?
Мастерская открывается. Дети садятся на рабочие места.
Педагог:
Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают)
Физкультминутка:
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем пошире на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
Педагог:
Ребята сегодня мы с вами будем лепить курочек.
Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки мы сможем высушить, побелить и расписать!
Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:
«Сяду прямо, не согнусь,
за работу я возьмусь».
Вот теперь можно приступить к работе
- А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые.
Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приемы работы.
Дети заканчивают работу, моют руки.
Педагог:
- Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута – и он оторвётся от земли.
Раз – два – три!
Лети!
Мы о дымковской игрушке
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья – подружки,
Мы закончим наш рассказ.