Наталья Савченко
Конспект занятия по лепке из теста в разновозрастной группе «Жаворонок»
▼ Скачать + Заказать документы
"Жаворонок"
разновозрастная группа
Савченко Н. В. 2022г
Цель:Развивать познавательную активность детей в тестопластике по народным мотивам.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок;
2. Продолжать учить работать с тестом : замешивать, раскатывать жгут и оформлять птичку узлом из жгута, используя разные приемы декоративного оформления: насечки (оперение, вытягивание (клюв, налепы (глаза).
3. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры.
Публикация «Конспект занятия по лепке из теста в разновозрастной группе „Жаворонок“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка из теста, тестопластика
- Лепка. Конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
4. Воспитывать желание сохранять семейные обычаи.
Методы и приё мы: наглядный, словесный, практический, игровой, самостоятельная работа детей.
Словарная работа: кликали, заклички, птюшки.
Предварительная работа:
1. Беседа о том, как можно порадовать родных и дорогих людей в канун праздников.
2. Беседы о старинных народных рецептах и традициях, о том, что такое заклички, и рассказывание весенних закличек о жаворонках-веснянках, беседа о старинных детских игрушках
3. Познакомила детей с техникой декоративного оформления птички.
Оборудование: Модель печи, видеоролик "Весенние заклички"(детский фольклорный коллектив, аудиозапись "Голоса птиц", испечённые из теста по старинной технологии жаворонки, тесто для каждого ребенка, стеки для декоративного оформления, доски, подносы для выставки птичек.
Ход занятия:
- Дети, сегодня 22 марта, издавна на Руси в этот день крестьяне отмечали праздник, который называли «Сороки». Этот первый весенний праздник люди ждали очень долго, всю холодную, студёную зиму, все мечтали о том, как придёт тёплая весна и прогонит зиму. В старину люди наблюдали за изменениями в природе и отметили, что именно 22 марта «день с ночью равняется». Это день весеннего равноденствия крестьяне отмечали праздничными хороводными гуляниями, пели песни. Наши далекие предки считали, что для ускорения прихода весны её нужно позвать, попросить прийти, покликать, отсюда и слово заклички.
Ребята, а вы соскучились по весне, хотите ее позвать, покликать?
Дети читают заклички:
Жаворонки, прилетите,
Красно лето принесите.
Зима надоела.
Весь хлебушек поела.
Солнышко-колоколнышко!
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди.
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать.
Приди, приди, солнышко,
Загляни в оконышко,
Засвети щедрее,
Нас согрей скорее.
Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани.
А нам телегу!
Жаворонки, летите в поле
Несите здоровье,
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Есть поверье, что в этот день из тёплых дальних стран возвращаются к себе домой сорок птиц. «Сорок сороков летят, весну несут» - говорили в народе, поэтому сегодняшний день называется "Сороки". В этот день пекли жаворонков. Чтобы испечь птичек-веснянок, хозяюшки вставали с первыми лучами солнца, замешивали тесто на чуть подогретой речной воде, завязывали скатертью и ставили на печь, тесто поднималось, пока топилась печь, затем лепили птичек, смазывали их сладким чаем или медовым сиропом и ставили в печь. Дети с печеными птичками бегали по улицам, подбрасывали их вверх, сажали на веточки, кричали заклички, раздавали родным и близким. Этих птичек называли еще "птюшки". Воспитатель показывает иллюстрации с изображением жаворонков-веснянок.
Ребята, а вы хотите слепить и испечь таких жаворонков-веснянок? Воспитатель рассказывает и показывает как тесто катали в виде жгута и связывали его узлом.
Дети лепят птичек из теста. Готовых птичек раскладывают в посуде для запекания, и воспитатель ставит в их "печь".
Пока "пекутся" птички, воспитатель предлагает детям поиграть в народную игру «Жаворонок».
По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик.
Он входит в круг, который образует играющие, и бегает в нём. Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет счастлив целый год.
Потом играющие закрывают глаза.
«Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
Воспитатель: Давайте послушаем пение птиц и постараемся угадать, какая птичка поёт. (Слушание аудиозаписи «Голоса птиц»)
Воспитатель: Пока вы слушаете, как поют жаворонки, я загляну в нашу волшебную печь и посмотрю, не испеклись ли жаворонки. Воспитатель достает из "печи" посуду с печеными птичками.
Воспитатель: Давайте полюбуемся вашими жаворонками-веснянками, получились очень красивые. Дети удивляются "волшебству".
Теперь, ребята, вы можете вынести их на улицу, будете бегать с ними, кликать весну. Очень хочется тепла и солнышка!