Татьяна Коснырева
Конспект занятия по краеведению «Ознакомление детей с домашней утварью коми народа» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 17» г. Сыктывкар
Конспект занятия по краеведению на тему
«Ознакомление детей с домашней утварью коми народа»
(средняя группа)
Составитель: Коснырева Т. В.
Сыктывкар, 2017
Цель: Познакомить детей с домашней утварью коми народа.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по краеведению „Ознакомление детей с домашней утварью коми народа“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика Коми
- Средняя группа
- Темочки
• Формировать представление детей о домашней утвари коми народа – пестер, туес, ковш, тарелка, ложка, солонка; ее происхождении и материале, из которого она изготавливается.
• Активизировать словарный запас по теме «Домашняя утварь коми народа» (пестер, туес, ковш, тарелка, ложка, солонка)
2. Развивающие: • Развивать познавательную активность детей.
• Способствовать развитию связной речи с использованием названий предметов коми утвари.
3. Воспитательные: • Воспитывать любовь к культуре и традициям коми народа;
• Воспитывать бережное отношение к предметам домашней утвари, сделанным своими руками.
Словарная работа: пестер, туес, ковш, тарелка, ложка, солонка.
Необходимый материал: предметы домашней утвари, выпечка, иллюстрации с изображением применения предметов в быту, смайлики.
Виды деятельности: Речевое развитие, художественное творчество, познавательное развитие.
Предварительная работа: Посещение мини-музея коми избы, беседа на тему «Посуда».
НОД
Ведущий. Здравствуйте, ребята. Посмотрите на стол, где лежит выпечка. А под ней – записки с загадками. Давайте вместе их отгадаем.
1. Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду (Ложка).
2. Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река (Тарелка).
3. У кого ответа нет.
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить – нужна (Кастрюля).
Ведущий. Как мы назовем одним словом предметы, которые отгадали? (Посуда).
Ведущий. Какую посуду, домашнюю утварь использовал коми народ раньше? Сегодня мы об этом узнаем от гостя, который пришел к нам. Ее зовут кукла Настук.
Кукла Настук. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с вами с предметами домашней утвари коми народа.
Посмотрите на первый предмет – пестер. Как вы думаете, из чего его изготовили? (Ответы детей).
Его изготовили из бересты. Что такое «береста»? (Ответы детей). Бересту собирают с дерева – березы. Ее собирают, обрабатывают, затем создают различные предметы (быта, сувениры).
Как вы думаете, для чего, где использовался пестер коми народом? (Ответы детей). Его брали в лес собирать ягоды, грибы, лечебные травы. Раньше не было ведер, рюкзаков, как сейчас.
Кукла Настук. Это, ребята, туес. Из чего он изготовлен? (Ответы детей). Он тоже сделан из бересты. Что в нем хранили? (Ответы детей). В нем хранили муку, крупу, сухие ягоды и грибы.
Это солонка. Для чего она необходима? (Ответы детей). В солонке хранили соль. От этого слова и пошло название «солонка».
Ребята, как вы считаете, из чего раньше делали ложки? (Ответы детей). Делали их из дерева. Ложки были обычные, которыми пользовались каждый день, и праздничные, которые украшали рисунком коми орнамента.
Кукла Настук. Еще у меня есть предмет под названием «ковш». Из чего его делали? (Ответы детей). Выполнен он тоже из дерева. Для чего он был нужен? Для того, чтобы наливать жидкость (воду, например).
Ребята, как мы назовем все предметы, о которых говорили, одним словом? (Ответы детей). Это все «домашняя утварь коми народа».
Физминутка. Сувтй – встаньте,
Чеччалй – прыгайте,
Мунй – идите,
Котртй – бегите,
Сералй – смейтесь,
Кывзй – слушайте.
Кукла Настук. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек». Вы будете вытаскивать из мешочка домашнюю утварь коми народа и давать название предмету, из чего он сделан и для чего его использовали.
Рефлексия. Ребята, какие предметы домашней утвари были представлены на занятии? Какой из предметов вам запомнился больше? Почему?
Итог занятия. Давайте с вами сделаем лучики для солнышка из смайликов, и всегда будем в хорошем настроении.
Список используемой литературы:
1. Потолицына Н. Б. «Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики» Сыктывкар, 2009.
2. Пантелеева Е. И. «Родник» Сыктывкар, 1998.
3. Программа «Парма» под редакцией С. С. Белых
4. Клейман Т. В. «Детям о культуре народа коми» (часть 1, часть 2) Сыктывкар, 1994.
5. Вавилова Л. Д. «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем» Сыктывкар, 1993.
6. Вавилова Л. Д., Рочева О. И. «Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре».
7. Кудряшова В. М. «Коми народные загадки» Сыктывкар, 2008.