Оксана Лавриненко
Конспект занятия по конструированию «Летательный аппарат будущего»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Используя приёмы лепки, сконструировать авторскую модель новейшего летательного аппарата.
Основные задачи.
Познавательные:
Познакомить с различными видами летательных аппаратов (самолёт, вертолёт, воздушный шар, космический спутник, космический корабль и т. д.).
Рассказать об элементарной конструкции летательного аппарата (крылья, хвостовое оперение, иллюминаторы, мотор, кабина пилота, шасси, корпус и т. п.).
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по конструированию „Летательный аппарат будущего“» размещена в разделах
Развитие творческого мышления.
Обучение моделированию новой формы предмета.
Развивающие:
Воображение, фантазию;
Чувство формы, пропорций;
Логическое и пространственное мышление.
Воспитывающие:
Волевые качества, умение доводить начатое дело до конца, трудолюбие;
Гордость за выполненную работу (новую модель летательного аппарата).
Материал и оборудование. Пластилин, мелкие детали для конструирования (обрезки картона, цветной бумаги, ткани, детали шариковых ручек, пробки, проволока, пластиковые трубочки и др.).
Для воспитателя: Модель самолёта, висящая на шнуре или леске, пластилин, мелкие детали для конструирования летательного аппарата.
Для каждого ребё нка: Аналогичная модель самолёта меньшего размера, висящего на шнуре или леске, пластилин, салфетка, мелкие детали.
Ход занятия
Воспитатель. В детский сад пришло письмо от инженеров самолётостроительного завода, работающих над созданием необычного летательного аппарата. Они предлагают вам пофантазировать и помочь им создать что-нибудь очень интересное. Сможем ли мы это сделать?
Получив согласие детей, педагог сообщает, что прежде чем приступить к созданию новейшего летательного аппарата, необходимо внимательно изучить строение обычного самолёта, например, ТУ-154.
Воспитатель. Красавец самолёт похож на большую птицу. Его носовая часть как птичий клюв, корпус – туловище, есть хвост и крылья. Самолёт ещё имеет окна и двери. Пропорции (соотношение частей между собой) самолёта гармоничны, соразмерны, нет ничего лишнего, так как при полёте ничего не должно ему мешать.
Какого цвета корпус самолёта? (Голубой, серебристый, есть синие, красные линии).
Зачем людям нужен самолёт? Ведь можно ездить на машине. (Скорость у самолёта во много раз больше, чем у машины. Поэтому, если люди торопятся, о они выбирают самолёт).
Кто знает, что находится внутри самолёта? (Кабина лётчиков, кресла-сиденья для пассажиров и т. п.).
Внутри самолёта всё должно быть удобным для человека. Например, кресла могут откидываться назад.
Итак, мы рассмотрели внешний вид самолёта. Он должен быть удобным, красивым, у него есть крылья, носовая часть, хвост, окна-иллюминаторы, двери. Что мы ещё не назвали? (У самолёта есть ноги.)
Как называются ноги самолёта? (Шасси.)
Когда птица летит, она прижимает лапки к туловищу, чтобы не мешать полёту, а когда садится, то лапки выпускает. И самолёт также во время приземления выпускает шасси. Зимой у некоторых самолётов вместо колёс лыжи.
Люди всегда мечтали летать. Даже в сказках встречаются фантастические летательные аппараты. Вспомните некоторые из них. (Баба Яга летает в ступе. Иван-Царевич на ковре-самолёте перелетает моря и океаны.)
После изобретения самолёта человеку захотелось побывать в космосе. Давайте рассмотрим фотографии космических аппаратов. По форме они очень простые, но на них много деталей: антенны, солнечные батареи и т. п.
Воспитатель (берёт конструкцию летательного аппарата, и, используя пластилин, показывает и объясняет приёмы лепки). Наращиваю кабину самолёта. Укрепляю крылья из картонных полос, делаю корпус, пропеллер, хвост. У меня получился летательный аппарат, в котором всё должно быть безопасным и удобным, так как он предназначен для людей.
Воспитатель украшает модель геометрическими фигурами из картона, деталями от шариковых ручек и т. п. Затем убирает своё изделие и объясняет детям, что при выполнении авторской модели важно не копировать увиденное, а придумывать самим.
Как правило, в группе создаётся творческая обстановка. Дети лепят с увлечением, азартом. Их привлекают необычное расположение объекта деятельности (висит в воздухе, лёгкость моделирования в пластилине (окон, дверей, крыльев и т. д., широкое использование дополнительного материала (полиэтиленовые маленькие трубочки дети используют как шланги для заправки топливом, колпачки от шариковых ручек устанавливаются как ракеты на боевых летательных аппаратах и т. д.).
В конце занятия проходит «экспресс-выставка». Дети рассказывают о своих моделях. Например,
Пассажирский самолёт для перевозки воспитанников детского сада на отдых к морю.
Летающая тарелка для исследования воздушного пространства.
Праздничный самолёт, украшенный воздушными шарами, цветами, лентами, которые отстёгиваются в воздухе, чтобы не мешать быстроте полёта.
Боевой самолёт с пушками и ракетами для охраны пассажирского самолёта.
Вертолёт с крыльями, которые автоматически убираются.
Летательный аппарат, который может плавать под водой и ездить по суше.
Транспортный самолёт. Перевозит автомобили «Лада», поэтому у него очень большой корпус.
Итог занятия. Просмотр и анализ созданных детьми летательных аппаратов.
При анализе работ отмечаются четкость и простота формы, цветовое решение и пропорции, функциональное назначение, отдельные части внутреннего строения самолёта.
Через неделю можно провести следующее занятие по данной теме, на котором воспитатель ставит задачу по дальнейшей творческой интерпретации созданного летательного аппарата. Например, дети расписывают его гуашью, мелками.
Для постоянной экспозиции моделей в интерьере детского сада можно изготовить раму-каркас.