Надежда Шапошник
Конспект занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе «Строим новую улицу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие способностей детей к наглядному моделированию, в процессе практического познания свойств геометрических тел и пространственных отношений.
Задачи:
1. Формировать навыки конструктивной деятельности для развития познавательной сферы дошкольника (речи, сенсорного развития, мышления, воображения, математических представлений);
2. Развивать умения у детей анализировать схему постройки, выделяя её части, планировать этапы создания постройки, самостоятельно подбирая необходимый строительный материал
Темочки:
- Дома, улицы, город. Конструирование из строительного материала
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование. Конспекты
- Старшая группа
- Строительный материал. Конспекты по конструированию
- Строительный материал. Конструирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, культуру речевого общения со сверстниками. Воспитывать доброжелательные взаиоотношения.
Оборудование: компьютер, презентации «Дом и его части», картинки, карточки с схематическим изображением этажей (панелей) на панно. Материал и оборудование : на каждый стол - коробка строительного набора, мелкие игрушки (матрешки, машины); образец постройки на отдельном столе у воспитателя.
Методы и приё мы: беседа, объяснение, рассматривание, обследование образца схем, анализ образца, игра, моделирование, проблемный вопрос, постановка системы перспектив, мотивация деятельности.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций домов и зданий с архитектурой нашего города; слайды с иллюстрациями детского сада, школы, магазина, парикмахерской, больницы, кафе, полиции, почты. Выставка рисунков на тему «Дом, в котором я живу». Беседы с детьми о родном городе и о профессиях их родителей. Чтение детских художественных произведений, Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла», разучивание стихов, отгадывание загадок.
Оборудование и материалы
Демонстрационные: фотографии; макет улицы (дома, автомобильная дорога, деревья, машины, пешеходный переход, светофор); презентация «Дом и его части», передвижная интерактивная доска.
Раздаточные: наборы строительного материала, конструктор готовых форм, схемы построек, мелкие игрушки.
Место проведения: группа.
Ход занятия.
1 часть. Организационно-мотивационная
Воспитатель приглашает детей встать в круг для приветствия.
Здравствуй, небо (руки подняты вверх)
Здравствуй, земля (присесть, руки опустить вниз)
Здравствуйте, мои друзья! (руки вытягиваем вперед)
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Беседа с детьми. - Ребята, в каком городе мы с вами живем?
- А чем вам нравиться наш город?
- Какие дома, учреждения есть в городе?
- Какие есть улицы? (Улица и ее особенности : широкая — узкая, длинная — короткая, прямая, тихая, шумная, центральная).
Блиц игра. «Скажи наоборот». (Усвоение антонимов).
Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.
Моя улица новая,. а моя улица старая.
Моя улица длинная,. а моя улица короткая.
Моя улица светлая,. а моя улица темная.
Моя улица грязная,. а моя улица чистая.
Моя улица тихая,. а моя улица шумная.
Моя улица большая,. а моя улица маленькая.
Как называется твоя улица?
Какие на твоей улице растут деревья?
Есть ли на твоей улице клумбы?
Какие учреждения есть на твоей улице?
Что находится рядом с твоим домом?
(Переходим к интерактивной доске)
Просмотр презентации. «Дом и его части» «Дом. С чем?» (Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со).
Воспитатель показывает части дома, а дети комментируют: «Дом с крышей. Дом с потолком. Дом со стенами. Дом с полом. Дом с дверями. Дом с комнатами. Дом с этажами. Дом с лестницами.
Воспитатель показывает геометрическую форму и спрашивает детей. Крыша какая? (Треугольная). Окно какое? (Квадратное). Стена какая? (Прямоугольная). Потолок какой? (Квадратный). Крыша какая? (Круглая).
Назовите три слова. (изменение прилагательных по родам и числам)
-Если крыша из черепицы, то она какая?. черепичная, из железа – железная, из шифера – шиферная.
-Окно (какое) (большое, широкое, прямоугольное). Затем воспитатель демонстрирует геометрические тела (необходимо направлять восприятие детей на выделение характерных признаков и свойств конструктивных материалов).
Пальчики-строители (пальчиковая гимнастика, закрепление строительных профессий)
Пальчики-мальчики, вы — строители!
На стройке поработать не хотите ли?
Этот пальчик цемент и песок засыпает.
Этот воду туда добавляет.
Этот включает бетономешалку,
Чтобы раствор был похож на сметанку.
На этот раствор кирпичи по линейке
Каменщик уложит. Получится стенка.
Кровельщик крышу покроет железом.
Там высоко, мы туда не полезем.
Вот — штукатур. Он выровнял стены.
Маляр постарался — покрасил панели.
Электрик свет уже включил,
Сантехник воду подключил.
Осталось только подать газ —
Прекрасным будет дом у нас.
Новоселье отпразднуем в эту субботу.
Спасибо, строители, вам за работу!
Дидактическая игра «Строим дом» (образование сложных слов).
Воспитатель. - Дом, в котором один этаж - одноэтажный, два (двухэтажный, три этажа – трёхэтажный … много этажей - многоэтажный.
Чистоговорка. «Этажи» (хоровая).
Жи-жи-жи, жи-жи-жи, в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа, подо мной два этажа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа, надо мной два этажа.
Же-же-же, же-же-же, на каком я этаже?
Же-же-же, же-же-же, я на третьем этаже.
Жей-жей-жей, жей-жей-жей, сколько в доме этажей?
Жей-жей-жей, жей-жей-жей, в доме пять этажей.
Физкультминутка. «Мы по городу шагаем».
(Дети проговаривают слова и выполняют действия по ходу игры).
Мы по городу шагаем,
Много видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья, и кусты.
2. часть. Моделирование и разрешение проблемной ситуации
Воспитатель. - Вы, ребята, всё знаете про дома! Подумайте и ответьте. Как вы понимаете такую пословицу о строительстве «Сделали наспех, курам — на смех!»
- Что значит сделать наспех, второпях?
- Как строители должны строить дома? (Хорошо, добротно, красиво.)
- Как работают строители? (Слаженно, дружно.)
- Как закрываются в доме окна? (Наглухо.)
Давайте построим новую улицу для нашего города по схемам. Но посмотрите на всех столах не по одной схеме – по какой же строить? Дети анализируют схемы и постройки, выбирают нужную. Педагог активизирует мыслительную деятельность вопросами.
- Почему ты выбрал эту схему? (эти детали подходят). Ты уверен, что строить надо по этой схеме? Покажи, где это на схеме. И др.
3 часть. Самостоятельная творческая деятельность
Дети обсуждают, какие детали, их количество необходимо взять, чтобы построить по схеме свой дом. Дети выставляют карточки со схематическим изображением этажей (панелей) и считают: один этаж, два, три, четыре, пять… этажей и т. д.
Самостоятельная деятельность детей, педагог следит за точностью выполнения: подбор деталей, правильность установки. Также следит за тем, чтобы дети не брали много деталей, рационально размещали их на площадке – «улице», активизируя детей. Комментирует.
- Рустам очень удачно поставил фундамент своего дома, светло будет в нём.
- Диана разместила дом в углу площадки, освободив место для стоянки автомобилей и т. п.
Рефлексия:
Воспитатель. Расскажите мне, какие здания вы построили? (Ответы детей)
Что вам сегодня больше всего понравилось на занятии? (Спросить каждого ребёнка, называя по имени).
Воспитатель. Как называют людей, которые получают новые квартиры?
Придумайте пожелания новоселам. Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились. А сейчас вам, что больше всего хочется? (играть)
Дети берут игрушки и разворачивают игру «Новоселье».