Татьяна Саввина
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.
Задачи:
Образовательные
-Закрепить ранее полученные знания детей об основных элементах хохломской росписи ;
Развивающие
-развивать у детей художественный вкус;
-активизировать в речи детей слова: Хохлома, Хохломская роспись, кривуль, мастер, элементы, узор
Воспитательные
Воспитывать интерес к русским народным промыслам;
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Методы: Наглядные, словесные, практические
Оборудование: Демонстрационный материал: иллюстрации и изделия с хохломской росписью, развивающее лото "Народные промыслы России" .Раздаточный материал: трафарет, палитры, гуашь, кисти, салфетки, баночки для воды, карандаши. ТСО: ноутбук, музыка «Весёлая ярмарка», презентация.
Предварительная работа: Рассматривание изделий и альбомов декоративно-прикладного искусства. Рассказывание стихотворений о русских народных промыслах, в частности о хохломе. Познавательный рассказ воспитателя о хохломской росписи.
Ход занятия :
Воспитатель: Дети сейчас я вам расскажу про городецкую роспись.
Давным-давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда, притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.
-Сегодня мы с вами отправимся в страну мастеров и сами побудем мастерами.
Давайте закроем глаза и окажемся в городе мастеров.
- Ребята, мы с вами попали в город мастеров.
- Походите, да поглядите, какая здесь посуда собрана. (Слайд 3,4,5)
- Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами из дерева вырезаны да волшебными узорами расписаны.
(Звучит фонограмма русской народной песни «Камаринская», дети рассматривают выставку)
Воспитатель:
- Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую».
- А вот какой росписью мастера расписывали предметы, вы узнаете, отгадав загадку:
Посуда эта - не проста
А волшебно-расписная.
Блюда, ложки и ковши
Так прекрасны, хороши!
Отвести всем трудно взгляд:
Красный, черный, золотой -
Росписи фон основной.
Дивный красоты узор
Завораживает взор.
Листья, ягоды, цветы,-
Угадали роспись вы?
Дети. Хохломская роспись!
Воспитатель:- Какие цвета используются в росписи посуды?
Дети. чёрный, красный, жёлтый, зелёный
Воспитатель. Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) - напоминали людям о молодости, силе.
Чёрный цвет - цвет пепелища, земли.
- Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду.
- Какие узоры нарисованы на посуде?
Дети. Веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.
Воспитатель. Хохломская роспись представляет собой «растительно-травяной» орнамент, составленный из небольшого числа узоров, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».
- Давайте с вами вспомним, с какими узорами хохломской росписи мы с вами уже знакомы?
- «Травка» и «Листочки» (показ плаката с элементами Слайд 6)
из каких основных элементов состоит узор «Травка»
Осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики
Воспитатель предлагает детям сыграть в Развивающее лото "Народные промыслы России"
.
Воспитатель. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.
(дети садятся за столы, на столах уже всё подготовлено к изобразительной деятельности)
Воспитатель: Дети у вас на столах лежат листочки где изображена хохломская роспись. Вы у нас юные мастера и вы должны раскрасить посуду.
Перед тем, как приступить к работе, давайте с вами немного разомнемся.
Физкультминутка
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо - дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
(Дети приступают к работе)
(когда дети закончили работу)
Воспитатель:
Ай да молодцы! У вас получились замечательные изделия народного промысла с хохломской росписью. Не перевелись еще мастера на земле Русской.
Воспитатель задает вопросы детям:
- С какой росписью вы познакомились на занятии?
- Какие основные цвета нужны для росписи?
- Что больше всего понравилось? Почему?