Татьяна Полякова
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Дымковские игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по изодеятельности
Тема: «Дымковские игрушки»
Вид нетрадиционной техники изображения : оттиск пробкой, рисование ватными палочками.
Возраст детей: подготовительная группа.
Цель: Закрепить умение украшать простую фигурку, используя знакомые техники изображения : оттиск пробкой, рисование ватными палочками.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе „Дымковские игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
1. Обогащать представления детей о народно-художественном промысле. Познакомить с дымковской игрушкой.
2. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции и цветовосприятие.
3. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях.
4. Стимулировать познавательную деятельность детей.
5. Акцентировать внимание детей на взаимодействие трё х профессий сразу: гончар, специалист по обжигу и художник-декоратор.
6. Закреплять правила пользования красками и кистью. Воспитывать аккуратность.
7. Развивать эстетический вкус к изделиям народного творчества, учить восхищаться прекрасным.
Предварительная работа:
Беседа «Дымковские игрушки», показ слайдов с дымковской росписью; хороводы, стихи, потешки на тему народных промыслов;
Словарная работа: разъяснение понятий Дымка, Вятка, гончар, художник-декоратор, специалист по обжигу.
Материал к занятию : иллюстрации на тему «Дымковская игрушка», дымковские игрушки, альбомные листы, гуашь, пробки, деревянные палочки, ватные палочки, готовые трафареты.
Ход занятия:
Выходит Петрушка и приглашает детей пройти в группу, произнося такие слова: Тарарам, тарарам!
Заходите гости к нам!
Тары-бары, тары-бары,
Вы такого не видали!
Дети проходят в группу, присаживаются.
Воспитатель: Проходите гости дорогие, присаживайтесь. Пришли вы, наши гости, вовремя, потому, что сегодня у нас необычное занятие. Мы игрушки вам покажем, всё про них расскажем!
Воспитатель и Петрушка демонстрируют дымковские игрушки детям, читают про них стихи:
Петрушка:
В жаркий день, июльский день
Балалаечник трень-брень.
Ты играй мой, Ванечка,
Просит друга Танечка.
Воспитатель:
Как у нас-то козёл
Что за умный был.
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил -
Деда с бабой кормил.
Петрушка:
Ах, поёт, поёт соловушка
Ах, поёт, поёт молоденький.
Молоденький, хорошенький, пригоженький.
Воспитатель:
Ай да ты,
Ай да я,
Ай да барыня моя.
Попляши сударыня.
Так, так, перетак,
И вот будет это так!
Петрушка:
Как у наших у ворот Молодец коня поил
Стоит озеро воды. К воротечкам приводил.
Ой, люлю, ой люли, Ой люли, ой люли
Стоит озеро воды. К воротечкам приводил.
(Читать стихи могут заранее подготовленные дети)
Воспитатель: Какие игрушки мы вам сейчас показали? Совершенно верно, эти игрушки называются дымковские.
А сейчас усаживайтесь поудобнее. Я хочу поведать вам одну давнюю - предавнюю историю, а может даже быль, которая произошла лет сто тому назад.
(Свой рассказ воспитатель сопровождает показом иллюстраций).
А случилось всё это в селе Дымково с одним добрым, ласковым и щедрым по своей натуре дедом. У этого деда было много внуков. Он в них просто души не чаял, т. е. очень любил. И была у него заветная мечта - подарить своим внукам игрушки, а т. к. денег взять было неоткуда, дед решил смастерить игрушки собственными руками.
На берегу реки Вятки дед присмотрел прекрасную глину, из которой и слепил несколько фигурок, но все они к его горькому сожалению раскололись. То же самое произошло и во второй раз. И только на третий дед смекнул, что их нужно… Что же с ними нужно сделать? Кто знает?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно. Обжечь!
Так и сделал дедушка. Протопил печь жаркими березовыми дровами и обжег все фигурки. И вышли они из русской печи закаленные, крепкие, звонкие!
А чтобы краски ложились ровным слоем, дед побелил свои игрушки, добавив в обычное молоко немного мела. Получились отличные белила. И когда фигурки обсохли, дед сделал последний штрих в своей работе – расписал их веселой, теплой палитрой.
Внуки были безумно рады, а добрый, ласковый и щедрый дед был настолько счастлив, что из глаз покатились слезы радости, слезы удовлетворения. Наконец-то сбылась его заветная мечта!
Свое умение дед передал внукам. Внуки – своим внукам. Так и дошло оно до наших дней. С тех пор прошло немало времени, появилось много истинных мастеров по дымке. Мастер владеет тремя профессиями сразу: он и гончар, и специалист по обжигу, он же и художник-декоратор.
Сейчас в городе Кирове есть художественные мастерские по изготовлению дымковских игрушек.
Если туда зайти, то увидишь груды глины, мешки с мелом, ящики с красками, коробки с яйцами и, конечно же, молоко – почти все, что нужно для создания такого чуда.
Любуешься на эти крохотные фигурки, созданные дымковскими умельцами, в душе возникает чувство возвышенности, нежности, доброты и тепла. И это не случайно, ведь цветовая гамма почти полностью состоит из теплых красок, не считая синего. Несмотря на эту капельку холода, все фигурки великолепно смотрятся, доставляя радость каждому нашему взору. До чего ж хорош товар! Тут и барышни с кавалерами, индюки да баранчики в штанишках, диковинные златорогие олени, наездники на кониках, круторогие коровки.
Петрушка: Народные умельцы расхваливают свой товар и в стихах, и в песнях, и хороводах.
Эй, ребята, выходите,
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной.
Вот какой веселый пляс
Начинается у нас!
Не стоит никто на месте
Все танцуют с нами вместе.
Мы наклонимся сейчас.
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас.
Все ногами топают,
Все в ладоши хлопают.
Воспитатель: Посмотрите, что еще сегодня принес нам Петрушка (демонстрирует детям трафареты дымковских игрушек).
Петрушка, ты зачем это нам принес?
Петрушка: Вы сегодня рассказ послушали, картинки и игрушки рассмотрели, а теперь давайте сами нарисуем дымковские игрушки.
Ребята, какие цвета составляют цветовую гамму дымковской росписи?
Варианты ответов: желтый, красный, оранжевый, белый, синий, чёрный, зелёный.
Воспитатель: Молодцы! Совершенно верно! А их пестрота вносит оживление и веселость. Возникает ощущение праздника. Каждый цвет словно соперничает друг с другом. Посмотришь на узор, видишь – он необычайно прост.
Какие элементы узора, ребята, встречаются в данной росписи?
Варианты ответов: точка, пятно, круг, волнистая линия, короткие и длинные линии.
Воспитатель: В роли художественного материала сегодня выступят гуашевые краски теплой палитры. Главное не спешите. Сначала выберите трафарет дымковской игрушки и обведите её. Далее, подумайте, какими элементами будете расписывать, и какие цветовые сочетания подберете. А помогут нам в этом нетрадиционные техники изображения : оттиск пробкой, деревянной палочкой и рисование ватными палочками. Посмотрите еще раз на дымковские игрушки. Приступайте!
Самостоятельная деятельность детей. Звучит спокойная музыка.
В конце занятия организуется выставка детских работ и их анализ.