Динара Хасанова
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе «Натюрморт» (рисование с натуры)
Программное содержание: продолжить знакомить детей с жанрами живописи, с особенностями натюрморта, продолжить учить детей рисовать с натуры, передавать характерные особенности цвет, строение и форму, учить передавать более точно форму вазы, её соотношение по величине к фруктам, красиво располагать рисунок на бумаге; развивать у детей внимание и глазомер; воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус.
Материал: акварельные краски, кисти, баночки с водой, тонированная бумага, ваза, муляжи фруктов; иллюстрации картин натюрмортов.
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе „Натюрморт“ (рисование с натуры)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Подготовительная группа
- Рисование с натуры
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Ход:
1. Организационный момент
В группе развешены натюрморты, пейзажи и портреты. (Дети рассматривают картины).
Воспитатель задает вопросы:
- Дети, вам нравится выставка?
- Какие картины нравятся больше всего?
- Какие жанры живописи вы видите? (Натюрморты, пейзажи и портреты)
Воспитатель: Дети, я прочитаю стихотворение, а вы должны угадать о каком жанре говорится в нем?
(«Натюрморт»)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это – … натюрморт.
Воспитатель: Верно, молодцы! Сегодня наша тема: «Натюрморт».
2. Основная часть
1) Воспитатель: На картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», в самом центре полотна – роскошный букет цветов в вазе. Здесь и пышные ярко-розовые пионы, и изящные ирисы, и скромные васильки. Цветы стоят вазе с рельефным орнаментом. Рядом с вазой расположен стакан кристально чистой воды с долькой лимона. Художник изобразил на картине много плодов.
Воспитатель: Какие краски использовал художник? Яркие, теплые или холодные?
На полотне присутствуют в основном яркие и сочные краски, которые задают общий тон всей картине. Теплый желтый, нежный розовый, скромный голубой, яркий зеленый – такие оттенки присущи концу лета или началу осени. Именно это время года дает столько фруктов, овощей, ягод и цветов. И художник очень тонко передал все богатство этого времени года и подобрал удивительно точное название картины – «Цветы и плоды».
Воспитатель: Картины, на которых изображены цветы, ягоды, фрукты, овощи, предметы быта называются натюрмортом. «Натюрморт – изображает предметы быта или природы, т. е. 2-3 предмета объединены одним содержанием».
Воспитатель: Мы с вами рассмотрели разные картины. В жизни иногда не замечаешь красоту предметов, а художники – очень внимательные люди. Их радует, удивляет нарядность предметов, их формы, необычность, цвета. Когда предмет изображен на полотне, он особенно красив. Когда художник составляет натюрморт, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, украшали, выращивали. Сорванные цветы завянут, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно, радовать нас.
У нас в группе есть много красивых предметов быта (вазы, чашки, стаканы, конфетницы и т. д.) и муляжей фруктов и овощей, эти предметы могут быть использованы для создания композиции натюрморт.
Воспитатель: Я составила свой натюрморт, давайте рассмотрим его.
Воспитатель задает вопросы:
-Из каких предметов состоит мой натюрморт?
- Что расположено в центре? (Ваза)
- Какого она цвета?
- Какую форму имеет основание вазы? (Круглую)
- На что похоже горлышко? (На прямоугольник, вытянутый в длину, и расширенное сверху)
- Что выше основание вазы или горло?
- Что шире?
- Сколько раз яблоко уложится по высоте вазы? (Два раза в основании и один раз – вверху)
- Что расположено справа от вазы? (Справа овальная, желтая или зеленая груша)
- Что слева? (Слева круглое, красное яблоко)
- Какого цвета листы бумаги у вас на столах?
Ответы детей.
Воспитатель: У нас листы бумаги желтого цвета.
Воспитатель: Для чего мы с вами так затонировали лист бумаги? (Для того чтобы отделить стол от фона натюрморта)
Сегодня будем рисовать с натуры, вот этот красивый натюрморт.
2) Воспитатель: А кто знает, что значит рисовать с натуры?
Воспитатель: Правильно, это значит рисовать только то, что видишь.
С чего начнёте рисовать?
Воспитатель: Сначала надо сделать набросок, построим рисунок простым карандашом.
Дети рассматривают натуру натюрморта.
Воспитатель: Теперь приступайте к работе.
Воспитатель: Сейчас все сядьте правильно: спинка прямая, грудью об стол никто не опирается, ноги под столом вместе, правой рукой держим карандаш, левой придерживаем лист бумаги, приступим к работе. (Показ изображения воспитателя сопровождается рассказом и работой детей)
Для начала мы с вами разделим лист бумаги пополам и проведем легкую, слегка заметную линию, затем нижнюю часть еще на две равные части…. Это мы делаем для того, чтобы рисунок наш получился симметричный…
В центре листа намечаем место положения основного самого большого предмета – это у нас ваза, проводим прямую вертикальную линию, это будет середина нашей вазы. Внизу нарисуем круг – это дно вазы, сверху проводим одного размера прямые линии и соединяем их дугами.
Воспитатель: Молодцы, какая аккуратная и красивая получилась ваза.
Слева от вазы каждый из вас самостоятельно построит и нарисует яблоко круглой формы, справа овальную грушу… Кто затрудняется, посмотрите на подсказки поэтапного рисования фруктов.
Хорошо все справились…
Физминутка
Теперь нам предстоит передать весь колорит рисунка в красках.
С чего мы с вами начнем рисовать?
Ответы детей.
Правильно, сначала мы раскрасим вазу, а потом приступим к раскрашиванию груши – зеленого и яблока красного цвета, кто какими их видит. Будьте аккуратны, выполняя работу, старайтесь, чтоб ваш натюрморт получился красивым.
Дети рисуют. По ходу провожу индивидуальную помощь в виде поощрений и рекомендаций. Обращаю внимание на правильность изображения фруктов, использование цвета красок, композицию рисунка, аккуратность в работе.
В процессе творческой деятельности воспитатель дает советы, наводящие вопросы детям. Предлагаю сделать очерчивающие жесты в воздухе, чтобы закрепить форму вазы тем детям, которые будут затрудняться.
3. Итог занятия
Анализ делают сами дети. При анализе воспитатель задает вопросы:
- Какая работа больше понравилась?
- Почему?
- А похож рисунок на натуру?
В итоге воспитатель обращает внимание детей на те рисунки, где правильно передано строение вазы, фруктов; где красиво расположены предметы.
Воспитатель: От ваших рисунков будто ожила группа, стала праздничной, весёлой. Сегодня все постарались, рисунки получились замечательные. А кто не справился, не огорчайтесь, мы с вами вечером дорисуем, и непременно получится хорошая работа. Посмотрите внимательно на все рисунки и полюбуйтесь их красотой. Ваши фрукты как будто говорят: «мы такие спелые, сочные, съешьте нас». Мне хочется поблагодарить вас за ваше старание и угостить вас фруктами.