Веселова Лидия
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Матрешки расписные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историей создания Матрешки.
Задачи:
Образовательные:
• Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
• Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Развивающие:
• Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.
Воспитательная:
• Воспитывать любовь к народному искусству.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Матрешки расписные“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
• Рассматривание иллюстраций о матрешках.
• Чтение стихотворений о матрешках.
• Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Посмотрите на меня, друг на друга. Улыбнитесь. Тихонько сядьте.
Здравствуйте, дети, здравствуйте!
Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?
(загадывает загадку)
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша….
(Ответы детей - русская матрешка)
Конечно, это Матрешка! Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Оказывается, ей более 100 лет. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (показывает фото, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!» так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Есть разные Матрешки.
Из чего делают матрешку? (из дерева) Из какого дерева? (березы, елки, липы)
Сделать матрешку не просто. Посмотрите на алгоритм, как ее изготовляют.
(работают по алгоритму «Последовательность изготовления матрешки»)
Воспитатель: Что сначала делает мастер?
Дети: подбирает брусок дерева, из которого будет делать матрешку.
Воспитатель: Дальше вытачивает заготовку на токарном станке, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Затем ее делает разъемной. А что дальше?
Дети: Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.
Воспитатель: Что делает, когда расписал матрешку?
Дети: Покрывает ее лаком для прочности.
Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города Семенова, значит, зовут ее… (семеновская)
Какие цвета в росписи используют художники?
Дети: Красный, синий, зеленый и т. д.
Воспитатель: Как расписан фартук у Матрешки?
Дети: ответы
Воспитатель: Матрешка стала великой путешественницей. Начав свой путь по белу свету из города Семенова. Вам нравится семеновская матрешка?
Воспитатель: а вот эта матрешка к нам приехала из Сергиева – Пасада. Эти матрешки – хозяюшки. То в руках у них корзинка с ягодами, будто вернулась матрешка из леса, у другой тарелка с пирожками, а третья нянчит ребеночка… А вот - это полхов – майданские матрешечки, они очень нарядные расписаны сюжетами из сказок и былин, а некоторые просто расписаны красивыми цветами…
- С какими матрешками мы сегодня познакомились? (ответы детей)
- А давайте, мы сегодня тоже будем мастерами по росписи матрешек. Но вы ее распишите своими элементами узоров (цветочками, ягодками или листиками). Согласны?
(получает согласие детей)
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на нашу фабрику по росписи матрешек. Чем можно расписать Матрешку?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем
ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ”
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: А теперь усаживайтесь поудобнее, и начинаем расписывать матрешек.
Дети закончившие рисовать помещают свои рисунки на выставку. Выбирают рисунки наиболее им понравившиеся и делятся своим мнением о рисунках.
Воспитатель: Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники!
Да и сами матрешки мастерицы хоть куда : и нарядные красавицы, и певуньи, и плясуньи.