Елена Хабибулина
Конспект занятия по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста «Роспись матрёшки в стиле Полхов-Майдан»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полхов-Майданской росписи.
Задачи:
Образовательные:
Знакомство с традиционными приемами Полхов–Майданской росписи - «наводка» (обводка рисунков черным цветом).
Формировать умение рисовать основные элементы Полхов-Майданской росписи, сочетать в узоре цвета, характерные для данной росписи, получать зелёный и фиолетовый цвета путём наложения красок.
Учить заполнять узором большую часть.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста „Роспись матрёшки в стиле Полхов-Майдан“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Рисование
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Полхов-майданская роспись
- Старшая группа
- Темочки
Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам.
Развивать художественный вкус, чувство цвета и композиции при составлении узора.
Воспитательные:
Воспитывать умения работать в коллективе.
Воспитывать умение согласовывать свои действия, договариваться, работая в паре.
Воспитывать уважение к творчеству Российских умельцев.
Оборудование: несколько Полхов-Майданских матрешек, картинки с элементами Полхов-Майданских узоров, акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблоны рисунки Полхов-Майданских матрешек.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Нижегородская область богата мастерами: славится она Хохломской росписью, Городецкой, Семеновские матрешки известны всему миру.
В селе Полховский Майдан на юге Нижегородской области зародился еще один вид росписи, от названия села её так и назвали «Полхов – майданская».
Лесов вокруг было много, а зимние вечера длинные, и семья коротала время изготовляя посуду (тарелки, ложки, солонки, сахарницы, шкатулки, коробочки и игрушки – тарарушки (матрешки, тройки и лошадки - одиночки, свистульки) из древесины липы и осины: мужчины вытачивали, а женщины и дети их «оживляли» - раскрашивали. Потом эти изделия продавались на ярмарке и, для крестьянской семьи это было дополнительным доходом.
Рисунки на посуде и игрушках были яркие, красивые, поднимали настроение и создавали атмосферу праздника.
Это про них говорили: «Не бьется, не ломается, а кто купит – удивляется».
Основная часть.
Загадка:
Алый, шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока, А внутри секреты есть: может три, а может шесть. Разрумянилась немножко, наша русская ….
(матрешка)
Нижегородский край знаменит своими деревянными игрушками, а Полхов-Майданские из них самые молодые. У мастеров других народных промыслов на первом месте была серьезная работа – они изготовляли нужные в хозяйстве предметы: посуду, орудие труда, а если оставалось время, то делали игрушки на забаву детям.
А Полховские мастера наоборот : сначала делали игрушки на все детские возраста и вкусы : пирамидки, грибочки-копилки, птички-свистульки, матрешки, каталки на палочке, детские музыкальные инструменты и называли все эти изделия забавным словом «таратушки». Ну а потом, если время оставалось, делали посуду. Год за годом менялся ассортимент игрушек Полхов - Майданских мастеров.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Физкультминутка (пантомимическая игра). Давайте ненадолго превратимся в игрушки Полхов – Майданских мастеров. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении. Дети становятся в круг, воспитатель произносит названия народных игрушек, а дети стараются их изобразить. Воспитатель:
Матрешка.
Птички – свистульки.
Лошадки на палочке.
Воспитатель: Молодцы ребята! Стихотворение:
Веселей играй, гармошка В гости к вам пришла матрешка. Ложка деревянная Матрешечка румяная. Посмотрите внимательно ребята вот на этих матрешек, они все разные. Одни расписные, а другие просто деревянные. Скажите, каких из них можно нести на ярмарку, а какие еще не готовы? (ответы детей).
Воспитатель: Конечно же, расписная матрешка красивее.
- А кто знает, как называется деревянное неокрашенное изделие? (белье).
- А кто делает деревянную матрешку? (мастер по изготовлению игрушек).
- Ну а что бы матрешки были такими нарядными и красивыми их нужно…. (расписать, раскрасить).
- А кто этим занимается? (мастер по росписи).
Посмотрите, как много у нас нераскрашенных матрешек, предлагаю вам на время превратиться в Полхов-Майданских мастеров, пройти в художественную мастерскую и расписать их.
Чем же выделяется данная роспись : в раскраске преобладают желтый, красный, зеленый и синий цвета. Рисунок имеет четкий черный контур. Изображаемые цветы, как правило: роза, мак, шиповник, георгин. Они крупные и яркие уже распустившиеся или в стадии бутона.
Итак, приступим, расписываем матрешку.
Выполняем лицо матрешки простым карандашом.
Лицо изображается в круге. Сверху кудряшки волос, большие глаза, носик – две точки, маленький красный ротик и розовые щечки.
Вместо сарафана на матрешке овальный передник.
Простым карандашом прорисовываем рисунок (мастера, прорисовывают его тушью).
Если же говорить о росписи, то, в принципе, она одинакова как для матрёшек, так и для всего остального – сказочная веточка, на которой растут сразу и яблоки, и ягодки, и разные невиданные цветы.
Главным элементом росписи является «розан». Откуда же появился он в орнаменте Полхов- Майдана?
Это связано с легендой об Алёне Арзамасской – предводительнице народного отряда. По преданию Алё на Арзамасская перед казнью воскликнула: «Вот если бы все воевали так, как я, не сдобровать бы боярам и воеводам!» и сама шагнула в огонь. А на утро, на месте её смерти расцвели розы. Вот и рисуют Полх-Майданцы на своих изделиях розаны. В память о розах, расцветших на месте казни Алёны Арзамасской
В изгибы помещаем яблочки, цветы, листики, ягодки
Какие цвета используют мастера Полхов-Майдана?
(желтый, красный, зеленый, синий, черный, оранжевый)
Посмотрите последовательность работы над узором в цвете.
Если фон белый, рисунок закрашиваем желтым цветом.
5. Красным цветом, мазками закрашиваем цветы, а зеленым листья
Завершающий этап – обводим контур черным цветом.
Пока сам рисунок сохнет, раскрашиваем платок – накидку и нижнюю часть матрешки.
Физминутка
На Руси умельцы жили
Очень много мастерили
Для здоровья, для порядка,
Все мы делаем зарядку.
Раз - присели,
Два - присели.
За работу тихо сели.
Рефлексия.
А теперь заканчивайте свои работы
1. Что нового вы сегодня узнали?
2. Какие трудности у вас возникли?
3. Оцените своё изделие