Лучший педагог года

«Мудрое слово». Конспект занятия по программе «Истоки» с детьми старшей группы (5–6 лет)

Ольга Смирнова
«Мудрое слово». Конспект занятия по программе «Истоки» с детьми старшей группы (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект проведения занятия

с детьми старшей группы (5-6 лет)

Категория - «Мудрость»

Тема - «Мудрое слово»

Программное содержание :

1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».

2. Развитие у детей умения слушать друг друга.

3. Формировать потребность в социальном соответствии.

Публикация «„Мудрое слово“, Конспект занятия по программе „Истоки“ с детьми старшей группы (5–6 лет)» размещена в разделах

4. Воспитывать уважение к людям старшего поколения, желание следовать их мудрым советам.

5. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

6. Активизировать в речи детей народные пословицы о дружбе, труде и уме.

Материал к занятию

1. Выставка литературы по разделам «Познавательная литература», «Народная мудрость», «Мудрые сказки».

2. Аудиозапись «Заповеди Владимира Мономаха детям».

Этапы работы

1. Подготовительный этап

Присоединение к теме

Работа с выставкой познавательной литературы:

В группе оформлена выставка «умных книг» (энциклопедии, детские познавательные журналы, словари русского языка и др.

Воспитатель:

- Как называются эти книги? (Энциклопедии, словари). Что мы можем узнать из этих книг? (Разговор может идти как по каждой конкретной книге отдельно, так и в целом по «умным книгам»). Как называется книга, которую я держу в руках? (Словарь, энциклопедия). Какая книга называется словарем? (Книга, в которой толкуются объяснения слов). Сейчас я вам прочитаю, как раскрывается в словаре слово «Мудрость». (Чтение воспитателем краткой информации из словаря С. И. Ожегова «Словарь русского языка»). Сегодня на занятии мы будем говорить с вами о мудрости и мудрых словах. Как вы уже услышали из толкового словаря «мудрость – это ум». А где мы можем «почерпнуть» ум и знания? (Ответы детей)

Можем ли мы назвать пословицы, поговорки мудрыми и почему? (В них есть и ум, и жизненный опыт)

Работа с выставкой «Народная мудрость»

(Сборники русских народных сказок, пословиц, загадок)

Что такое народная мудрость? Где мы можем встретиться с ней? Чем ценна для нас народная мудрость? Почему народное слово мы можем назвать мудрым?

Дидактическая игра «Мудрость народа»

Задание:

Назвать пословицы по темам : «Дружба», «Труд», «Ум».

О дружбе:

- Старый друг лучше новых двух.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.

О труде:

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Терпение и труд все перетрут.

- Дело мастера боится.

Об уме:

- Одна голова хорошо, а две лучше.

- С умным разговаривать, что меду напиться.

- Век живи, век учись.

Мудрое поучительное слово мы можем встретить и в сказках, и в пословицах, и в загадках. Отгадайте мою загадку

«Без него голова лишь для шапки нужна».

Загадки - великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям.

Физминутка

В зеркало я посмотрю – из чего я состою?

Чтобы видеть ярко краски, помогают наши глазки.

Носик нюхает, а уши, нам даны, чтоб сказки слушать.

Ротик может улыбаться, кашку кушать, целоваться.

Зубки очень нам нужны, зубки очень нам важны.

Помогают нам жевать, будет легче нам глотать.

Язычок во рту живёт – он возможность нам даёт,

Выговаривать слова — вот зачем нам голова.

Ножки надо — чтоб ходить, ручки – чтобы мастерить,

А ещё, чтоб рисовать, маму крепко обнимать.

Посмотрите на меня - вот какой красивый я!

Формирование детьми и воспитателем выставки «Крылатые слова»

Воспитатель:

- Дети, мудрость – это не только ум и знания, но и жизненный опыт. Сейчас я предлагаю вам самим организовать выставку, которая называется «Крылатые слова».

Какие слова называются «крылатыми»? (Пословицы, поговорки, «меткие фразы и изречения»)

Сейчас я вам буду зачитывать крылатые фразы, а вы вспомните из каких литературных произведений эти изречения. Попробуйте самостоятельно истолковать их :

- «Не в свои сани – не садись» (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»);

- «Как аукнется, так и откликнется» (Сказка «Лиса и журавль» в пересказе К. Д. Ушинского);

- «Вместе тесно, а врозь скучно» (Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинский);

- «Богатство – дело наживное, а открой ты мне свое дело сердечное»

(С. Т. Аксаков сказка «Аленький цветочек»);

- «За храбрость нашу он нам поклониться: то ли не почет, не слава!» Былина «Бой с несметной ратью под Киевом);

- «Если даст он им свободу,

Снимет Бог с него невзгоду,

Вмиг все раны заживит,

Долгим веком наградит» (П. П. Ершов «Конек-горбунок»).

Дети оформляют выставку книг с крылатыми изречениями

Воспитатель:

- У нас получилась замечательная выставка книг, слова и выражения из которых стали крылатыми.

Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрыми? :

1. Подготовительный этап

К этому занятию мы прочитали с вами много мудрых сказок. Давайте вспомним р. н. с. «Никита Кожемяка» и «Белая уточка». Почему эти сказки можно назвать мудрыми?

- В чем проявилась мудрость Никиты Кожемяки?

Какие пословицы раскрывают смысл сказки? («За правое дело стой смело», «Кто за правое дело стоит, тот победит»).

- В чем заключается мудрость слов князя своей жене перед отъездом его из дома в сказке «Белая уточка?» - «Век обнявшись не просидеть» (Даже если очень любишь человека, невозможно все время находиться рядом).

- Как в этой сказке раскрывается смысл мудрых слов : «В хитрости и зависти нет ни проку, ни радости»? (действие злобы и зависти на жизнь).

- А в жизни можно встретиться с мудростью?

2. Основной этап

- Кого можно назвать мудрым и почему?

(показ образца ответ) Далее разговор продолжается по кругу.

3. Заключительный этап

Воспитатель:

- Кого из близких можно назвать мудрым и почему? Творческое задание: раскрасить иллюстрацию к р. н. с. «Никита Кожемяка» (если не осталось времени – предложить выполнить задание дома с родителями).

О мудрых людях, которые говорят вам много мудрых слов, мы поразмышляем еще на следующем занятии. А сейчас еще раз послушайте мудрые наказы детям Великого русского князя Владимира Мономаха

Публикации по теме:

Конспект занятия по краеведению «Откуда такое слово — Кузбасс?» Программное содержание: воспитывать любовь к родному краю, растениям и животным, населяющим его. Вызвать желание общаться с природой, знакомиться.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Конспект занятия в средней группе «Весёлые ложки» Тема. «Весёлые ложки» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры. Задачи: Знакомить с предметами обихода – деревянными ложками,.

Конспект музыкального занятия «Самое главное слово-мама» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Самое главное слово.

Конспект открытого занятия «Вежливое слово» в подготовительной группеКонспект открытого занятия «Вежливое слово» в подготовительной группе Тема. «Вежливое слово». Цель: формирование представлений о вежливости, доброте. Закрепление культы общения и поведения. Поддержание желания.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры « Со светлой Пасхой» МАДОУ №45 детский сад СО СВЕТЛОЙ ПАСХОЙ Педагог дополнительного образования Куркина Л. В. Праздник светлой.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Золотое веретено» ГБДОУ ЦРР детский сад №23 Красносельского района Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Золотое.

Конспект занятия по приобщению детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры Конспект занятия по приобщению детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры. Подготовила и провела воспитатель первой младшей.

Фотоотчет «Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе»Фотоотчет «Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе» Мама — первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила мне и тебе Песня из к/ф «Мама» (слова: Ю. Энтин,.

Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет)Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет) МАМА — первое слово, главное слово в каждой судьбе Мама — первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: Обучающие: учить давать полные ответы на вопросы воспитателя; продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мудрое слово». Конспект занятия по программе «Истоки» с детьми старшей группы (5–6 лет)
Опубликовано: 5 февраля 2016 в 21:29
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мудрое слово». Конспект занятия по программе «Истоки» с детьми старшей группы (5–6 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД