Ольга Смирнова
«Мудрое слово». Конспект занятия по программе «Истоки» с детьми старшей группы (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
с детьми старшей группы (5-6 лет)
Категория - «Мудрость»
Тема - «Мудрое слово»
Программное содержание :
1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».
2. Развитие у детей умения слушать друг друга.
3. Формировать потребность в социальном соответствии.
Публикация «„Мудрое слово“, Конспект занятия по программе „Истоки“ с детьми старшей группы (5–6 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
4. Воспитывать уважение к людям старшего поколения, желание следовать их мудрым советам.
5. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
6. Активизировать в речи детей народные пословицы о дружбе, труде и уме.
Материал к занятию
1. Выставка литературы по разделам «Познавательная литература», «Народная мудрость», «Мудрые сказки».
2. Аудиозапись «Заповеди Владимира Мономаха детям».
Этапы работы
1. Подготовительный этап
Присоединение к теме
Работа с выставкой познавательной литературы:
В группе оформлена выставка «умных книг» (энциклопедии, детские познавательные журналы, словари русского языка и др.
Воспитатель:
- Как называются эти книги? (Энциклопедии, словари). Что мы можем узнать из этих книг? (Разговор может идти как по каждой конкретной книге отдельно, так и в целом по «умным книгам»). Как называется книга, которую я держу в руках? (Словарь, энциклопедия). Какая книга называется словарем? (Книга, в которой толкуются объяснения слов). Сейчас я вам прочитаю, как раскрывается в словаре слово «Мудрость». (Чтение воспитателем краткой информации из словаря С. И. Ожегова «Словарь русского языка»). Сегодня на занятии мы будем говорить с вами о мудрости и мудрых словах. Как вы уже услышали из толкового словаря «мудрость – это ум». А где мы можем «почерпнуть» ум и знания? (Ответы детей)
Можем ли мы назвать пословицы, поговорки мудрыми и почему? (В них есть и ум, и жизненный опыт)
Работа с выставкой «Народная мудрость»
(Сборники русских народных сказок, пословиц, загадок)
Что такое народная мудрость? Где мы можем встретиться с ней? Чем ценна для нас народная мудрость? Почему народное слово мы можем назвать мудрым?
Дидактическая игра «Мудрость народа»
Задание:
Назвать пословицы по темам : «Дружба», «Труд», «Ум».
О дружбе:
- Старый друг лучше новых двух.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.
О труде:
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Терпение и труд все перетрут.
- Дело мастера боится.
Об уме:
- Одна голова хорошо, а две лучше.
- С умным разговаривать, что меду напиться.
- Век живи, век учись.
Мудрое поучительное слово мы можем встретить и в сказках, и в пословицах, и в загадках. Отгадайте мою загадку
«Без него голова лишь для шапки нужна».
Загадки - великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям.
Физминутка
В зеркало я посмотрю – из чего я состою?
Чтобы видеть ярко краски, помогают наши глазки.
Носик нюхает, а уши, нам даны, чтоб сказки слушать.
Ротик может улыбаться, кашку кушать, целоваться.
Зубки очень нам нужны, зубки очень нам важны.
Помогают нам жевать, будет легче нам глотать.
Язычок во рту живёт – он возможность нам даёт,
Выговаривать слова — вот зачем нам голова.
Ножки надо — чтоб ходить, ручки – чтобы мастерить,
А ещё, чтоб рисовать, маму крепко обнимать.
Посмотрите на меня - вот какой красивый я!
Формирование детьми и воспитателем выставки «Крылатые слова»
Воспитатель:
- Дети, мудрость – это не только ум и знания, но и жизненный опыт. Сейчас я предлагаю вам самим организовать выставку, которая называется «Крылатые слова».
Какие слова называются «крылатыми»? (Пословицы, поговорки, «меткие фразы и изречения»)
Сейчас я вам буду зачитывать крылатые фразы, а вы вспомните из каких литературных произведений эти изречения. Попробуйте самостоятельно истолковать их :
- «Не в свои сани – не садись» (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»);
- «Как аукнется, так и откликнется» (Сказка «Лиса и журавль» в пересказе К. Д. Ушинского);
- «Вместе тесно, а врозь скучно» (Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинский);
- «Богатство – дело наживное, а открой ты мне свое дело сердечное»
(С. Т. Аксаков сказка «Аленький цветочек»);
- «За храбрость нашу он нам поклониться: то ли не почет, не слава!» Былина «Бой с несметной ратью под Киевом);
- «Если даст он им свободу,
Снимет Бог с него невзгоду,
Вмиг все раны заживит,
Долгим веком наградит» (П. П. Ершов «Конек-горбунок»).
Дети оформляют выставку книг с крылатыми изречениями
Воспитатель:
- У нас получилась замечательная выставка книг, слова и выражения из которых стали крылатыми.
Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрыми? :
1. Подготовительный этап
К этому занятию мы прочитали с вами много мудрых сказок. Давайте вспомним р. н. с. «Никита Кожемяка» и «Белая уточка». Почему эти сказки можно назвать мудрыми?
- В чем проявилась мудрость Никиты Кожемяки?
Какие пословицы раскрывают смысл сказки? («За правое дело стой смело», «Кто за правое дело стоит, тот победит»).
- В чем заключается мудрость слов князя своей жене перед отъездом его из дома в сказке «Белая уточка?» - «Век обнявшись не просидеть» (Даже если очень любишь человека, невозможно все время находиться рядом).
- Как в этой сказке раскрывается смысл мудрых слов : «В хитрости и зависти нет ни проку, ни радости»? (действие злобы и зависти на жизнь).
- А в жизни можно встретиться с мудростью?
2. Основной этап
- Кого можно назвать мудрым и почему?
(показ образца ответ) Далее разговор продолжается по кругу.
3. Заключительный этап
Воспитатель:
- Кого из близких можно назвать мудрым и почему? Творческое задание: раскрасить иллюстрацию к р. н. с. «Никита Кожемяка» (если не осталось времени – предложить выполнить задание дома с родителями).
О мудрых людях, которые говорят вам много мудрых слов, мы поразмышляем еще на следующем занятии. А сейчас еще раз послушайте мудрые наказы детям Великого русского князя Владимира Мономаха