Людмила Владимировна Курганская
Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию
ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы
дошкольника.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Волшебник-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и
практического решения.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого
внимания заслуживает исследовательская деятельность.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития
неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности,
направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее
поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и
полноценнее он развивается.
То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и
делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они
открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через
опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем
может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя
поддержать их стремление исследовать все и вся.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую
деятельность.
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой
деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между
явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Основой исследовательской деятельности являются:
Поисковая активность– это поведение, направленное на изменение ситуации (или
отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.
Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и
приобретение новой информации из внешнего окружения.
Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он
настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит
сделать шаг в неизведанное.
Значение исследовательской деятельности для детей:
Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы
«как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать,
экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и
любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и
синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать
закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются
умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится
измерять, считать, сравнивать.
Николай Николаевич Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-
исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого
ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем ставит
цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои
потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид, когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется
взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка
определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые
им заранее определили. Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет
исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать
выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что- нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит
вокруг.
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка»
Ведущая образовательная область: познавательное развитие.
Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи:
•дать детям представление о свойствах воздуха;
•опытным путем определять наличие воздуха вокруг нас (в комнате, в пакете, в человеке) и
показать способы его обнаружения;
•развивать умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
• вызвать интерес к оживлению необычных форм (клякс, закрепить умение дорисовывать
детали объектов (клякс) для придания им законченности и сходства с реальными образами;
•воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной
деятельности.
Оборудование: емкости для воды, стаканы, трубочки для коктейля, полиэтиленовые
пакеты, чистые листы бумаги, гуашь, веер, воздушные шары, мнемотаблицы.
Образовательная деятельность
Воспитатель:
Один, два, три, четыре, пять,
Вы хотите поиграть?
Я открою Вам секреты,
Только надо знать при этом,
Что нельзя: громко кричать,
Друг другу мешать.
А надо: внимательно слушать,
На вопросы отвечать,
Друг другу помогать.
Отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- А, что вы знаете о воздухе? (ответы детей) Какие молодцы, вы так много знаете о
воздухе. А вы хотели бы своих предположения проверить и узнать про воздух много-много
интересного? (ответы детей) Тогда мы отправляемся в лабораторию. Вокруг себя все
покрутились, и в лаборатории очутились. И так, мои маленькие учёные – исследователи,
нас ждут новые интересные открытия. Как вы думаете, с чего начинают исследование
учёные?
(коллективное обсуждение):
- подумать, спросить, прочитать
- понаблюдать, опыты, эксперименты
- вывод
Каждый ответ поощряется, и даётся карточка с изображением этого метода, которая
крепится на доску.
- Наши карточки – это наш план исследования.
- Кому нужен воздух? (Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам
живой природы).
- Ребята, посмотрите, на доске – шарики с секретом. Как вы думаете, что там за секреты?
(ответы). Проверим? Открывать мы будем по одному шарику, выбирайте! (такая картинка
стоит и на столе, туда идут)
ЕСЛИ ОТКРЫЛИ "ГЛАЗ"
- Как вы думаете, в нашей группе есть воздух? Да, иначе мы не смогли бы дышать. И в
домах, и на улице, и в самолётах есть воздух.
Мы его видим? Значит он – невидимка.
Давайте убедимся, что он есть.
Опыт № 1.
У меня в руке стакан. Как вы думаете, он пуст? На дно стакана я закреплю бумажку. Если я
опущу стакан в воду, бумажка намокнет? Я переворачиваю стакан вверх дном, медленно
опускаю его в воду (стакан держать прямо). Вынимаю. Намокла бумажка? Бумажка
осталась сухой, т. к. в стакане есть воздух, и он не пустил воду в стакан.
Опыт № 2.
Сейчас мы попробуем узнать, есть ли воздух внутри нас? Возьмите коктейльные трубочки,
опустите их в воду и подуйте. Что вы видите? (пузырьки). Это воздух выходит из нас, и в
воде превращается в пузырьки. Воздух лёгкий, и пузырьки поднимаются на поверхность
воды.
ЕСЛИ ОТКРЫЛИ ЦВЕТ
Опыт № 3.
Давайте попробуем поймать воздух. Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые.
Возьмём пакеты, взмахнём, скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет
раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)
ЕСЛИ ОТКРЫЛИ "РОТ"
Опыт №4
Давайте попробуем проглотить воздух. Имеет ли воздух вкус? (нет)
ЕСЛИ ОТКРЫЛИ "НОС"
Опыт №5
Имеет ли воздух запах? (нет) Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи.
У меня две баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза, я открываю баночки. Что вы
чувствуете, чем пахнет? (апельсином, чесноком, луком).
Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами). Возле костра? (дымом). После дождя?
(свежестью) В столовой? (едой).
ЕСЛИ ОТКРЫЛИ "ФИГУРЫ"
Опыт № 6
Имеет ли воздух форму?
Что у меня в руках? (воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая
резиновая перчатка)
Что находится внутри этих предметов? (воздух)
Одинаковой ли формы эти предметы? (нет)
Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.
Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом (мнемотаблица):
1) воздух – невидимка;
2) воздух не имеет формы;
3) воздух не имеет запаха;
4) воздух не имеет вкуса;
5) воздух не имеет цвета;
А вы знаете, что с помощью воздуха можно рисовать? Такая техника рисования воздухом
называется (Кляксография). Хотите попробовать нарисовать воздухом? (капнуть каплю
акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны).
Воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя.
Вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался интересным? А теперь
вокруг себя все покрутились и в группе очутились.
Предварительный просмотр: