Галина Боброва
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
Цель: познакомить детей с произведением Николая Носова «Живая шляпа»
Задачи:
Образовательные:
• формировать умение детей понимать юмор ситуации;
• уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров;
• обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом;
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе „Чтение рассказа Н, Носова „Живая шляпа“» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Носов Н.Н.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- «Живая шляпа», Носов Н.Н.
- Темочки
• развивать диалогическую и монологическую речь воспитанников;
• развитие чувства юмора, творческого изображения;
• развитие коммуникативных навыков: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая.
Воспитательные:
• воспитание интереса к произведениям художественной литературы
• воспитывать эстетические чувства через художественное произведение : помочь почувствовать красоту и выразительность поэтического языка.
Предварительная работа:
воспитателя: изучение методической литературы, разработка конспекта образовательной деятельности, подготовка необходимых материалов;
с детьми: чтение рассказов Н. Носова. Рассматривание картин, иллюстраций к рассказам.
Организация развивающей предметно-пространственной среды:
занятие проводится в групповой комнате, дети сидят на стульях;
демонстрационный: портрет Н. Носова, книга Н. Носова «Живая шляпа»
Словарная работа:
Активизация словаря: кабинет, шляпа
Обогащение словаря: комод, кочерга, треснуть, плюхнуть, клюшка.
Методы и приемы:
Словесные: чтение рассказа, беседа, вопросы, анализ, пояснения, составление рассказов.
Наглядные: рассматривание портрета Н. Носова
Игровые методы: игровая мотивация.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Ребята, скажите, пожалуйста, о чё м я сейчас загадаю вам загадку:
Что такое, подскажите,
Там игрушки не сидят.
Книги выстроились в ряд,
Ждут читающих ребят.
Ответы детей.
В: Как вы догадались?
Ответы детей.
В: Какие книги есть у нас на книжной полке?
Ответы детей.
В: Ребята, вспомните, чем отличаются рассказы от сказок и стихов.
Ответы детей.
В: Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с творчеством известного писателя Н. Н. Носова. Посмотрите на его портрет. Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его книги хочется читать и перечитывать. Писателем Николай Николаевич стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – это ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики. Это ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость и т. д.
В: Сейчас я вам, прочитаю один из рассказов Н. Носова который называется «Живая шляпа»
II. Основная часть.
Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».
В: Вам понравился этот рассказ? Ответы детей
Ответы детей
В: На самом ли деле шляпа из рассказа Н. Носова была живая?
Ответы детей
В: Назовите героев рассказа.
Ответы детей
В: Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
Ответы детей
В: Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?
Ответы детей
В: Расскажите, как мальчики испугались
и какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой?
Ответы детей
В: Кому пришла в голову идея бросаться картошкой?
Ответы детей
В: Как узнали мальчики секрет шляпы?
Ответы детей.
В: Оцените поведение мальчиков. Какие они?
Ответы детей.
В: Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.
Ответы детей
В: Как же мальчики относятся к животным?
Ответы детей
В: Какими мы их видим в конце рассказа?
Ответы детей.
В: Смешная это история или печальная?
Ответы детей.
В: А как бы вы поступили на месте мальчиков?
Ответы детей.
В: Рассказ называется «Живая шляпа». Как, по - другому можно назвать этот рассказ?
Ответы детей.
В: Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Я вам предлагаю придумать дома свою историю. И на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось.
Физкультминутка:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть
Семь, восемь – лень отбросим
Итог занятия :
Что интересного вы сегодня узнали на занятии?
Ответы детей.
Важно видеть по-настоящему, смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.