Анастасия Эттон
Конспект занятия по художественной литературе и нравственно-патриотическому воспитанию «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
▼ Скачать
Конспект НОД
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание посредством чтения художественной литературы».
Цель: продолжать воспитывать патриотические чувства у детей при помощи былины «Илья Муромец и Соловей разбойник».
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по художественной литературе и нравственно-патриотическому воспитанию „Илья Муромец и Соловей-разбойник“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Обучающие: продолжать учить внимательно и заинтересованно слушать былины, анализировать поступки героев, побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, умение логически мыслить; развивать речь и кратковременную память через беседу по прочитанному; чувства привязанности и любви к Родине.
Воспитательные : воспитывать чувство гордости за подвиг богатырей; воспитывать стремление стать защитником Родины.
Словарная работа: богатырь, кольчуга, снаряжения, былины, меч, щит, шлем, доспехи, князь.
Планируемые результаты: пополнение словарного запаса, продолжать совершенствовать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту используя опорные картинки, понимания подвига Русских богатырей.
Демонстрационный материал: ноутбук с диафильмом былина «Илья Муромец и соловей разбойник», дорожки здоровья, картинки оружия и доспехов богатырей (для игры, лужи из картона.
Предварительная работа: чтение стихотворений и отрывков из былин, просмотр мультфильмов и диафильмов о русских богатырях и их подвигах. Просмотр мультфильмов: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Ход занятия:
I Вступительная часть.
1. Создание проблемной ситуации.
-Здравствуйте ребята. Подойдите пожалуйста со мной вместе к столу. (На столе стоят картины с изображением кольчуги, меча, доспехов, шлема, щита.)
- Посмотрите, что вы видите на картинах? (ответы детей).
- Правильно. А всё вместе это – снаряжение. Вот эти снаряжения раньше носили богатыри. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не простое путешествие, а в героическое прошлое нашего Отечества! Вы знайте, что же такое Отечество? (ответы детей) Отечество — это наша Родина – Россия. Великая и могучая наша страна Россия. А давным-давно её называли – Русь!
II Основная часть.
1. Сюрпризный момент.
- И вот мы с вами теперь отправимся в путешествие. Но чтобы попасть туда нужно пройти по волшебной дорожке, руки на поясе, высоко поднимаем колени и говорим «1, 2, 3 в прошлое нас верни». (Волшебная дорожка под музыку «Богатырская сила наша» (композитор Александра Пахмутова, автор текста Николай Добронравов). Ходьба по дорожке здоровья руки на поясе высоко поднимаем колени).
- Давайте встанем друг за другом, будем выполнять упражнение и говорить волшебные слова.
2. Рассказ педагога.
-Вот мы с вами и попали в прошлое. Послушайте историю нашего далёкого прошлого.
- «Много лет назад наша Родина называлась – Русью. Правил Русью князь Владимир. (показать детям князя). Правил он очень много лет. Народ любил его и был доволен им. Большой проблемой Руси были – набеги врагов на нашу Родину. Они налетали на города и сё ла: жгли и грабили дома, убивали людей. Чтобы уберечь русскую землю от врагов по краям степи строили богатырские заставы – это были маленькие крепости. (показ картины с изображением крепости). Эти крепости защищали от врагов и чужих людей. Стерегли нашу землю славные богатыри».
- Ребята, а вы знайте кто богатыри? (Ответы детей).
- Богатыри, это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе, мимо них ни зверь незаменимым не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
«Течёт речка, речка полноводная,
Необъятная взором её ширь
Ой ты песенка, песенка народная
Как за Русь сражался Богатырь.
Шёл ступая по земле уверенно,
Развевались кудри на ветру
И его словцом было заверено:
- «Не отдам я Русь врагу, хоть и умру!»
3. Просмотр отрывка диафильма.
- а сейчас ребята я предлагаю посмотреть отрывок диафильма «Былина об Илье Муромца и Соловье Разбойника» (на экран выводится отрывок былины).
4. Беседа с детьми по отрывку диафильма.
- о каком богатыре была прочитана былина? (об Илье Муромце)
- почему Илья Муромец не мог встать с печи и пойти защищать землю Русскую? (Илья Муромец болел)
- что же случилось на Русской земле? (на неё напали враги, поля топчут, взрослых и детей обижают)
- как выздоровел и получил волшебную силу Илья Муромец? (к нему пришли три старца и напоили его волшебной водой из всех рек и озёр Руси).
- от кого защищал народ черниговский Илья Муромец? (от врагов – татар).
- как защищался в бою Илья Муромец? (он вырвал дуб и обивал им врагов).
- что сказал Илья царевичам татарским? (уезжайте и разнесите весть, что на Руси есть сильные и могучие богатыри, пусть враги подумают прежде чем напасть на мирных людей).
5. Дидактическая игра. Пазлы «Собери богатыря»
- ребята, я очень люблю собирать пазлы. И для вас я принесла их. Давайте с вами соберём из пазл картину, и узнаем с вами что же изображено на ней. (дети собирают пазлы).
- молодцы, вы собрали. И какая же картина у нас с вами получилась? (ответы детей)
6. Загадки о богатырях.
- ещё мне очень нравится отгадывать загадки. А вы любите загадки? (ответы детей). Тогда слушайте внимательно и отгадывайте мои загадки.
1. Железная шапка
С острым концом
А спереди клюв
Навис над лицом. (Шлем)
(показываю детям картину с изображением шлема)
2. Из колец железных сплетена она
Прочная рубашка.
Для богатыря. (Кольчуга)
(показываю детям картину с изображением кольчуги)
3. Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знайте наверняка,
На левой руке у героя висит тяжёлый,
блестящий и кругленький. (Щит)
(показываю детям картину с изображением щита).
7. Физминутка «Богатыри».
-мы с вами отгадали загадки, собрали из пазл картину. А теперь мы с вами сделаем небольшую зарядку про богатыря.
- богатырь – вот он каков: (дети маршируют на месте)
Он силен, он здоров, (показываю силача)
Он из лука стрелял, (показываю стрельбу из лука)
Метко он копьё бросал, (выполняю замах и бросок)
На границе он стоял, (показываю, как стоит смирно)
Зорко-зорко наблюдал, (подносят руку ко лбу, глядят в даль)
Подрастём и мы, смотри, (поднимаю руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (руки на пояс)
III Заключительная часть.
1. Рефлексия.
— вот и подошло к концу наше путешествие. Нам с вами нужно вернуться обратно в детский сад. Теперь мы с вами покрутимся вокруг себя 1 раз и сказать такие слова «1, 2, 3, 4, 5 в садик вернёмся опять!»
- мы с вами вернулись в наше время. Вам понравилось наше путешествие в прошлое? (ответы детей) Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
- вы большие молодцы ребята. На память о нашем путешествии я хочу подарить вам медаль «Мои путешествия».