Слонова Анна Александровна
Конспект занятия по грамматическому строю речи у детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по осеннему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по грамматическому строю речи у детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по осеннему лесу»
Цель: Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей по темам : «Осень», «Растения», «Животные».
Публикация «Конспект занятия по грамматическому строю речи у детей старшего дошкольного возраста „Прогулка по осеннему лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Упражнять: в согласовании существительных с числительными; в образовании новых слов из двух предложенных; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением; в образовании множественного числа существительных именительного падежа.
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать развитию предпосылок логического мышления, воображения, памяти, внимания.
- Развивать двигательную активность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, не перебивать говорящего.
Материалы: Мягкая игрушка «Старичок-лесовичок»; мяч; иллюстрации: дерево, ягода, куст, гриб; карточки с цифрами от одного до пяти; коробка, оформленная в виде подарка; листья берёзы, клёна, липы, рябины, дуба; звукозапись «Звуки леса».
Методы и приемы: беседа, рассматривание изображений, дидактические игры, поощрение, указание, наводящие вопросы.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель: Я знаю, что вы любите играть! Давайте поиграем с пальчиками в игру, которая называется «Осенние листья»…
Разбросала осень листья, (Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Разукрасила их кистью. (Круговые движения кистями рук.)
Мы в осенний лес пойдём, («Шагают» пальцами обеих рук.)
В букеты листья соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист (Поочередно массируют подушечки пальцев, начиная с больших.)
На дорожку спрыгнул вниз. (Звонко хлопают в ладони.)
Основная часть:
Воспитатель: Скажите, о каком времени года шла речь в этой игре?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Напомните, пожалуйста, а какое сейчас идёт время года?
Дети: Идёт осень.
Воспитатель: А сколько у осени месяцев?
Дети: У осени три месяца.
Воспитатель: Давайте вспомним их названия.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
(Педагог добивается от воспитанников полных ответов.)
Игра «Закончи предложение»
Воспитатель: Ребята, попробуйте закончить начатое мною предложение:
Первый месяц осени… (Сентябрь. Первый месяц осени сентябрь.);
Второй месяц осени… (Октябрь. Второй месяц осени октябрь.);
Третий месяц осени… (Ноябрь. Третий месяц осени ноябрь.)
(Дети добавляют слово и произносят предложение целиком.)
Воспитатель: А кто напомнит, какой сейчас наступил осенний месяц?
Дети: Наступил октябрь. Второй месяц осени.
Воспитатель: Молодцы, ребята, всё вы знаете, я вами горжусь! Вы любите гулять?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда предлагаю вам отправиться на не обычную, а воображаемую прогулку по осеннему лесу. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, отправляемся мы в путь – поиграть и отдохнуть!
Игровое упражнение «Змейка»
(Педагог включает звукозапись «Звуки леса».)
Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли и в лес пришли…
(Дети выполняют движения согласно тексту.)
Воспитатель: Куда это, ребята, мы пришли?
Дети: Мы пришли в лес.
Воспитатель: Помните, что в лесу шуметь нельзя, чтобы не нарушить его покой. Закройте глаза и послушайте, как он звучит.
(5-10 секунд. В это время музыку можно сделать по громче.)
Воспитатель: Посмотрите, а тут дедушка сидит. Да это же Старичок-Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята!
(Дети здороваются с игровым персонажем.)
Лесовичок: Вы пришли ко мне в гости? Как раз вовремя! Присаживайтесь скорее на мою лесную полянку. Мне как раз нужна ваша помощь. Я пересчитываю растения в своём лесу, ведь у меня их так много, и уже совсем запутался! Поможете мне?
Дети: Да.
(Педагог готовит магнитную доску с цифрами и иллюстрациями.)
Игра «Посчитай и назови»
(Лесовичок начинает, дети продолжают по аналогии.)
Лесовичок: Вот смотрите:
Один куст. Два куста. Три куста. Четыре куста. Пять кустов.
Один гриб. Два гриба. Три гриба. Четыре гриба. Пять грибов.
Одна ягода. Две ягоды. Три ягоды. Четыре ягоды. Пять ягод.
Одно дерево. Два дерева. Три дерева. Четыре дерева. Пять деревьев.
Лесовичок: Спасибо! Помогли мне! Справились!
(Можно похлопать в ладоши.)
Воспитатель: Ребята, а мне показалось, что деревья в лесу стоят какие-то грустные, печальные?
(Прикрепляет иллюстрацию с деревьями осеннего парка.)
Воспитатель: Как вы думаете, почему осенние деревья могут грустить?
Дети: Потому что наступила осень. Им холодно. Они устали. С ними никто не играет. Опадают их листья. Их не поливают. И т. п.
Воспитатель: Давайте спросим об этом у Лесовичка.
Дети: Лесовичок, почему грустят твои деревья? Почему они печалятся?
Лесовичок: Наступила осень и с деревьев опадают листья, поэтому они загрустили.
Воспитатель: А кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад». Как вы думаете, какое новое слово получится, если соединить вместе слова?.
Игра на словообразование
- Вода падает – водопад
- Камни падают – камнепад
- Снег падает – снегопад
(Если дети называют слово, опережая события, то педагог уточняет, из каких двух слов оно получилось.)
Воспитатель: Да! Снегопад-то не за горами! Что-то даже холодновато стало!
Физкультминутка «Осень»
Ветер северный подул: «С-с-с-с-с…» (Взмахи руками. На выдохе произнесение звука «с».)
Все листочки с веток сдул. (Плавный полуприсед.)
Полетели, закружились… (Движения по тексту.)
И на землю опустились. (Приседание.)
Дождик стал по ним стучать
«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!» (Сидя на корточках «барабанить» пальцами по ковру/полу.)
Град по ним заколотил, (Встать. Руки на пояс. Потопать ногами на месте.)
Листья насквозь все пробил. (Стоя покачать головой, разведя руки в стороны.)
Снег потом припорошил, (Лёгкие прыжки на носочках.)
Одеялом их накрыл. (Кружение вокруг себя с плавными движениями руками.)
Воспитатель: Ребята, а что мы можем сделать, чтобы деревья в лесу не грустили?
Дети: Сделать им подарок. Сказать доброе слово. Спеть для них песенку. И т. п.
Воспитатель: А давайте их ласково назовём!
Игра «Назови ласково»
(С использованием иллюстраций.)
- Берёза – берёзонька/берёзка
- Осина – осинка/осиночка
- Ель/ёлка - ёлочка (ещё мы это дерево просто называем ёлка)
- Дуб – дубок/дубочек
- Рябина – рябинушка/рябинка
- Липа – липонька/липушка
- Сосна – сосенка
- Клён – кленок/кленочек
- Тополь – тополёк/тополёчек
- Ива - ивушка
Воспитатель: Молодцы, ребята! Уверена, теперь деревьям в лесу будет не так грустно. И посмотрите, как обрадовался Лесовичок! А вы знаете, что в лесу можно услышать эхо? Лесовичок знает игру, которая так и называется «Эхо». Поиграем?
Игра «Эхо»
(С мячом.)
Воспитатель: В круг вставайте, игру начинайте! Я сейчас назову слово, обозначающее название животного, когда животное одно (медведь, а вы будете эхом и назовёте это животное, но только когда их много (медведИ).
Заяц – зайцЫ
Ёж –ежИ
Белка – белкИ
Лиса – лисЫ
Волк – волкИ
Бобр – бобрЫ
И т. п.
Воспитатель: Какое замечательное эхо! А теперь нам пора с Лесовичком прощаться и в путь-дорогу собираться.
Лесовичок: Спасибо, ребята, что пришли ко мне в гости, помогли мне по хозяйству и деревья мои порадовали. За это, вот вам от меня подарочек! (Коробка, украшенная подарочной бумагой и лентой.) Когда вернётесь в свою группу, тогда и посмотрите! До свидания, рад был вас видеть!
Воспитатель: Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, возвращаемся обратно, хоть и было тут приятно.
Игровое упражнение «Змейка»
(В это время музыку можно сделать погромче.)
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,
Шли, мы шли и обратно пришли…
(Дети выполняют движения согласно тексту.)
Рефлексия:
После игры педагог предлагает детям сесть в круг и посмотреть, что подарил им Лесовичок. В подарочной коробке осенние листья с разных деревьев. Воспитатель раздаёт ребятам листья.
Воспитатель: Какие красивые листья подарил нам Лесовичок! Мой лист с берёзы, а твой? Как он называется?
(Индивидуальные обращения к детям.)
Воспитатель: Вам понравилась прогулка с Лесовичком? Что вам понравилось больше всего, что впечатлило? А что не понравилось?
(Индивидуальные ответы детей. При необходимости педагог напоминает о том, что не стоит перебивать друг друга и говорить всем вместе.)
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за такую интересную прогулку! Вы молодцы! Давайте превратимся в осень и устроим весёлый листопад в нашей группе!
(Воспитатель подкидывает листок вверх, приглашая детей к игре.)