Алла Яковлева
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе на тему «Круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по математике. Вторая младшая группа. Тема «Круг. Свойства круга»
Цель: ознакомление с кругом.
Программное содержание
Образовательные задачи:
– познакомить с новой геометрической фигурой – кругом – и его свойствами: круглый, без углов, плоский, неустойчивый;
– дать представление о том, что круги бывают разного цвета, разной величины;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе на тему „Круг“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круг, овал. Геометрические фигуры
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
– закреплять умение сравнивать круги по величине путём наложения;
– закреплять умение считать в пределах двух;
– закреплять умение согласовывать числительные с существительными;
– упражнять в различении левой и правой руки.
Развивающие задачи:
– развивать внимание, наблюдательность;
– развивать умение анализировать, сравнивать, выполнять действия по образцу воспитателя.
Воспитательные задачи:
– воспитывать интерес к математическим действиям;
– воспитывать умение слушать воспитателя и друг друга.
Словарная работа: «круг», «колесо круглое», «катится», «разноцветные», «нет углов», «плоский», «неустойчивый», «одно, два – всего два колеса».
Пособия
Д: ширма, игрушки – медведь и заяц, один маленький и один большой круг (разных цветов, конструктор для тележки.
Р: два круга разных цветов и размеров, поднос.
Ход занятия
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Ребята, сядьте правильно, удобно. Я вам расскажу одну историю. Жил-был заяц Касьян – вот он (показывает из-за ширмы зайца). Собрал он большой урожай овощей на своём огороде. Много моркови, много свёклы, капусты, картофеля, а перевезти не на чём. Идёт он по лесу, видит: колесо лежит – вот оно (показывает круг). «Здорово! – думает заяц. – Сделаю себе тележку и перевезу овощи». Попробовал поднять, да не может: тяжёлое колесо. Как же быть? А тут медведь идёт – вот он (показывает медведя). Стали вдвоём думать. Думали-думали и ничего не придумали. А что бы вы им посоветовали?
Дети: Надо поставить колесо и покатить его.
Воспитатель: Так они и сделали (ставит круг на ребро и катит). Катят заяц с медведем колесо, видят: ещё одно колесо лежит (показывает другой круг). Ребята, скажите, сколько колёс стало? Давайте вместе сосчитаем.
Дети вместе с воспитателем: Одно, два – всего два колеса.
Воспитатель: Правильно, нашлось уже два колеса. Прикатили заяц с медведем эти колёса домой и стали делать тележку. Мы им не будем мешать (убирает игрушки за ширму, а подойдём к столам и посмотрим: может, тоже что-то найдём? (Дети с воспитателем подходят к столам.) Посмотрите, у вас на столах тоже лежат колёса. Давайте проверим, можно ли их покатать? Возьмите их в руки и попробуйте покатать по полу. (Дети катают круги по полу.) Как вы думаете, почему они катятся?
Дети: Они круглые.
Воспитатель: Молодцы! Наше колесо круглое. Дети, эта фигура называется круг. Давайте все вместе скажем: круг. (Дети повторяют хором и по отдельности.) У круга нет углов. Посмотрите: ему ничто не мешает катиться (обводит круг пальцем). Откуда пальчик пошёл, туда и вернулся. Возьмите свой круг в левую руку, а пальчиком правой руки обведите его по краю. (Дети обводят пальцем контур круга). Видите, пальчику ничто не мешает; он плавно движется по краю круга и возвращается на исходное место. Ребята, а теперь положите свои круги на стол, отойдите подальше и взгляните. (Дети кладут круги на стол и смотрят на них с расстояния.) Видите, круг не возвышается над столом, а это потому, что он плоский. Давайте все вместе скажем: круг плоский. (Дети повторяют хором и по отдельности.) Дети, круг ещё и неустойчивый. Давайте снова возьмём свои круги и попытаемся поставить на стол (показывает, дети повторяют действия воспитателя). Посмотрите, круг падает, не может стоять, он неустойчивый. Давайте все вместе скажем: круг неустойчивый. (Дети повторяют хором и по отдельности.) Итак, мы с вами столько всего узнали о круге! Круг плоский, неустойчивый. У него нет углов, поэтому он легко катится. А теперь посмотрите внимательно на свои круги и скажите, чем они различаются?
Дети: Цветом, величиной. Они разноцветные; есть и маленькие, и большие.
Воспитатель: Правильно. Круги разные по цвету и величине. А как можно проверить, что круги разного размера?
Дети: Положить друг на друга, наложить один круг на другой.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Если края одного из кругов выступают за края другого, значит, первый больше. А сейчас, ребята, возьмите два круга разного цвета и сравните их по величине. Наложите один круг на другой. (Дети сравнивают круги по величине способом наложения.) А теперь скажите, какого цвета круг оказался больше?
Дети: Красный круг больше синего круга.
Воспитатель: Как вы это определили?
Дети: Края красного круга выступают, он большой.
Воспитатель: А что можно сказать о величине синего круга?
Дети: Синий круг меньше красного. Он маленький.
Воспитатель: А теперь возьмите большой круг в правую руку и поднимите высоко. (Дети поднимают красный круг.) Какого цвета круг вы подняли?
Дети: Красного цвета.
Воспитатель: Почему вы подняли красный круг?
Дети: Он большой.
Воспитатель: А теперь в левую руку возьмите маленький круг и тоже поднимите. (Дети поднимают синий круг.) Какой величины круг вы подняли?
Дети: Маленький.
Воспитатель: В какой руке вы держите большой круг?
Дети: Большой круг в правой руке.
Воспитатель: Назовите цвет круга, который вы держите в левой руке.
Дети: Синий цвет.
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы очень внимательные, умеете сравнивать круги по цвету и величине. Знаете, где у вас правая, а где левая рука. Мы с вами увидели, что круги бывают разные по цвету и величине. Теперь положите свои круги на стол и подойдите ко мне. (Дети кладут круги на стол, подходят к воспитателю.) Мы знаем много хороших игр, в которых нам самим нужно встать в круг. Возьмитесь за руки, встаньте в круг.
Физкультминутка
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете старый жук,
Старый добрый жук…
Ребята, посмотрите, какой большой получился круг! Давайте поиграем в игру «Пузырь».
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой!
Оставайся такой,
Да не лопайся!
(Дети постепенно расширяют круг. Как только воспитатель произносит: «Пузырь лопнул», – все опускают руки, хором говорят: «Хлоп!» – и присаживаются на корточки.)
Воспитатель: Пока мы с вами катали круги, определяли их величину и цвет, играли в игру «Пузырь», наши знакомые заяц и медведь смастерили свою тележку (из-за ширмы вытаскивает тележку). Давайте посмотрим, на какую фигуру похожи колёса у тележки?
Дети: На круг.
Воспитатель: Как вы думаете, сможет ли заяц теперь перевезти к себе весь собранный урожай?
Дети: Да, на тележке с круглыми колёсами – сможет.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Колёса у тележки круглые. Они будут легко катиться по дорожке. Вот какой интересный случай произошёл с зайцем и медведем. Вам понравилась их история? Заяц и медведь торопятся за урожаем, поэтому скажем им «до свидания» и пригласим в гости в следующий раз.
Дети: До свидания! Приходите в гости. Мы всегда будем вас ждать.