Иванова Мираида
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Временные представления»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Временные представления».
Возраст детей: подготовительная группа (6-7лет).
Цель: Формирование у детей временных представлений.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с разными часами, учить определять время по часам с точностью до часа;
2. Познакомить детей с понятиями минута, час, секунда;
3. Закреплять с детьми знания о частях суток, днях недели;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе „Временные представления“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
4. Закреплять знания детей о временах года, месяцах;
5. Познакомить с циферблатом часов и тремя стрелками (минутная, часовая и секундная)
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание;
2. Развивать память, воображение, логически связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии;
2. Воспитывать активность и самостоятельность.
Материалы и оборудование:
• демонстрационный: письмо; мячик; разновидности часов; макет часов; веселый и грустный смайлики; музыка для легкого бега; доска; жетоны; макеты часов Незнайки и Гуньки; цифры от 1 до 12; стрелки (минутная и часовая).
• раздаточный: макет часов; варежки, на которых написаны дни недели.
Словарная работа: Образование от имен существительных имена прилагательные (стена – настенные; рука – наручные и т. д.); Циферблат.
Предварительная работа : Игра «Назови точное время»; «Живая неделя»; чтение Маршака «12 месяцев»; работа с календарём (последовательность дней недели, знакомство с названиями месяцев); отгадывание загадок на тему «Время»; дидактическая игра «Циферблат».
Методы и приемы:
• Словесные: беседа, вопросы, объяснение.
• Наглядные: демонстрация, показ.
• Практические: использование сюрпризного момента, предметно-практические и умственные действия, работа в парах, физкультминутка.
Форма организации детей: фронтальная.
Работа дежурных: Перед началом занятия дежурные помогают раздать необходимый материал (макеты часов, в ответ мы напоминаем остальным детям поблагодарить за помощь дежурных.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент (1,5 мин) :
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся. Подходите ко мне, встаем в круг и возьмитесь за руки. Я очень рада всех вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты — мой друг!
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста. (Воспитатель напоминает детям про осанку). Ребята сегодня утром, когда я шла в детский сад, то по дороге почтальон вручил мне письмо. (Показывает). На письме написано: «Детям подготовительной группы от Доктора Айболита». Откроем письмо и посмотрим, что же Доктор Айболит нам написал?
Дети: Да.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята подготовительной группы детского сада. Я добрый Доктор Айболит и со мной произошла странная история. Я собрался в Африку, но случилось что-то невероятное, я вдруг потерялся во времени, забыл дни недели, перепутал части суток, времена года и месяцы. Мне очень грустно, что я не смогу помочь животным жарких стран. Я знаю, что вы очень умные и сообразительные ребята. Без вашей помощи, ребята, мне никак не обойтись. Помогите мне пожалуйста разобраться во времени.»
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем доброму Доктору Айболиту?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну, в добрый путь!
2. Основная часть (23,5 мин) :
Игра с мячом «Скажи правильно» (2 мин)
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Скажи правильно», я буду каждому из вас бросать мяч и задавать вопрос. А вы ловите мяч, отвечаете на вопрос и обратно мне бросаете.
- Какое сейчас время года?
- Какие вы знаете времена суток?
- Сколько дней в недели?
- Сколько месяцев в году?
- А в каждом времени года сколько месяцев?
- Какой сегодня день недели?
- Назови первый месяц года.
- Назови месяцы весны.
- Каким месяцем заканчивается год?
- Чем измеряется время?
- И т. д.
Воспитатель: (2,5 мин) Молодцы, ребята! Отличное начало. Ребята, а как вы думаете зачем нам нужны часы?
Дети: Часы нужны для того, чтобы знать какое сейчас время, чтобы никуда не опаздывать.
Воспитатель: Отгадайте как называются часы: (Когда дети отгадывают воспитатель по очереди показывает детям различные часы)
- если они стоят на полу? (напольные);
- если они висят на стене? (настенные);
- если их носят на руке? (наручные);
- если их носят в кармане? (карманные);
- часы, которые будят по утрам (будильник);
- часы, которые работают на батарейках (электронные);
- часы с песком (песочные);
- часы, которые работают при помощи солнца (солнечные).
Воспитатель: Чем отличаются часы друг от друга?
Дети: Формой, величиной, цветом, местом расположения, разные по длине стрелки.
Воспитатель: А чем похожи все часы?
Дети: На всех есть цифры, стрелки, показывают время.
Воспитатель: (4,5 мин) Круг с цифрами называется циферблат. Повторите это слово.
Дети: Циферблат.
Воспитатель: Стрелки показывают сколько времени в данный момент. Длинная (большая) стрелка двигается быстро и показывает минуты – минутная, короткая (маленькая) проходит по кругу очень медленно, она показывает часы – часовая. Она толстая и неуклюжая. За целый час она переходит то одной цифры к другой. Самая тоненькая стрелочка – как ее зовут?
Дети: Секундная.
Воспитатель: Что быстрее секунда или минута?
Дети: Секунда быстрее.
Воспитатель: Верно. Вот смотрите как только секундная стрелка прыгает 60 раз, появляется её сестра – Минута.
У меня в руках макет часов. Большая стрелка показывает (смотрит) на 12, а маленькая на 10. Часы показывают ровно 10 часов. Который час показывают часы? (ответ). Хотите сами поработать с часами?
Дети: Да.
Сейчас пройдите, пожалуйста, за столы и возьмите макет часов для работы.
Слушайте задание: установите минутную (длинную) стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Который час показывают часы?
Дети: 2 часа.
Воспитатель: А теперь покажите на часах время, какое я скажу. 5ч, 7ч, 11ч (спросить у детей, где находятся стрелки).
Воспитатель: (4 мин) Ребята, у всех получается работать с часами?
Дети: Да.
Воспитатель: Отлично, тогда мы с вами посоревнуемся в игр «Который час?», кто правильно определит время, тому я даю жетон.
Дидактическая игра «Который час?»
Воспитатель на циферблате ставит стрелки и, обращается к детям, спрашивает: «Который час?». Дети на циферблатах своих часов устанавливают тоже время, называют который час и показывают свои часы.
Физкультминутка «А часы идут, идут» (1 мин)
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Воспитатель: (1,5 мин) «Ребята, помогите «Будильнику» отгадать загадки.
1. Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый человек?»
Дети: каждый человек ждал 3 часа.
Воспитатель: Вторая загадка.
2. Гномик в красной накидке встаёт каждый день ровно в шесть часов утра, а гномик в зелёной накидке встаёт каждый день в восемь часов утра. Кто из них встаёт раньше? На сколько?
Дети: гномик в красной накидке встаёт раньше, на 2 часа. (Хвалит детей за правильный ответ. Затем загадывает третью загадку).
3. Как - то Незнайка и Гунька решили сделать часы. Сделали и поспорили, кто всё правильно сделал? Как вы думаете, кто из них правильно сделал часы? (Воспитатель показывает макеты часов Незнайки и Гуньки).
Дети: оба, не правильно.
Воспитатель: Почему?
Дети: обе стрелки одного размера.
Воспитатель: (3 мин) Молодцы! А теперь ребята, покажите на своих моделях циферблата часов, сколько времени, сколько раз я прохлопаю в ладоши. Воспитатель хлопает в ладоши: 3 раза, 4 раза, 6 раз, 10 раз.
Воспитатель: Ребята, будильник интересуется, есть ли у вас любимые телепередачи? (дети отвечают на вопрос).
В какое время они начинаются? (дети отвечают на вопрос).
Покажите это время на своих моделях циферблата часов. Дети выполняют задание.
В какое время детям надо ложится спать? (дети отвечают на вопрос).
Покажите это время на своих моделях циферблата часов. Дети выполняют задание.
В какое время надо идти в садик? Покажите это время на своих моделях циферблата часов. Дети выполняют задание.
В какое время вы обедаете? Покажите это время на своих моделях циферблата часов. Дети выполняют задание.
Воспитатель: (3 мин) Ребята, отсчет времени начинается ночью, когда мы все спим. За ночь, утро, день и ночь часовая стрелка обходит циферблат всего 2 раза. Этот промежуток времени люди договорились называть сутками. Всем нашим делам в сутках свое время. У нас есть круг, цифры и стрелочки. (На доске расположены часы, стрелочки и цифры). Давайте по очереди приклеим цифры к циферблату. Что надо приклеить в самом верху?
Дети: 12.
Воспитатель: В самом низу?
Дети: 6.
Воспитатель: Какую цифру надо приклеить на это место? Иди Сева, приклей. Какую цифру приклеим сюда? Иди Наташа. (Так приклеиваем все пропущенные цифры, приделываем стрелки).
Ну вот, наши часы готовы.
А теперь, я предлагаю Вам вспомнить, сколько стрелок у часов, как они называются?
Дети: Часовая и минутная.
Воспитатель: Часовая стрелка 2 раза обошла циферблат часов. Это значит, что прошли…
Дети: Сутки
Воспитатель: Из каких частей состоят сутки?
Дети: ночь, утро, день, вечер.
Воспитатель: Минутная стрелка обходит круг циферблата за…
Дети: 1 час.
Игра «Живая неделя» (2 мин)
Воспитатель: Теперь мы поиграем в игру «Живая неделя». Давайте разделимся на 2 команды (если детей 28, то на команды) и построимся. Сейчас я вам раздам варежки, на которых написаны дни недели. Каждый из вас называет свой день недели. Затем я включаю музыку и дни недели пошли гулять под музыку, когда музыка стихла, необходимо построится в правильном порядке.
Давайте посмотрим, кто у нас соседи среды?
Дети: Вторник и четверг.
Воспитатель: Кто соседи пятницы?
Дети: Четверг и суббота?
Воспитатель: Назовите дни недели с вторника до пятницы.
Дети: Вторник, среда, четверг, пятница.
Воспитатель: Теперь нужно построится в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. (Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и т. д. Игра повторяется 2-3 раза).
3. Итог (5 мин) :
Воспитатель: Вот ребята мы помогли доктору Айболиту разобраться с временными представлениями. Спасибо вам за оказанную помощь доброму Доктору Айболиту. Он и зверята вам говорят: «Спасибо!». Теперь Айболит знает в какое время ему отправляться в Африку, и он теперь сможет вылечить всех животных.
Ребята, а теперь давайте вспомним, что вы сегодня делали на занятии?
Дети: Учились на часах ставить время, играли в игру «12 месяцев», определяли последовательность дней недели, увидели разные часы и т. д.
Воспитатель: Если вам было интересно на сегодняшнем занятии, то подойдёте к весёлому смайлику. А если вам было скучно и не интересно, подойдите к грустному смайлику, тем самым вы покажите своё настроение от сегодняшней деятельности. (Дети подходят к весёлому смайлику).
Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было трудно? Что было самым интересным? (Ответы детей). Молодцы! (Далее оценка деятельности детей, воспитатель подчёркивает и хвалит кто хорошо справился с конкретными заданиями).
Работа дежурных: в конце занятия дежурные помогают убрать все пособия для занятия.