Елена Нестерова
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи. Совершенствование навыка порядкового счета в пределах десяти. Развитие представлений о связях и отношениях между стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Формировать умение решать задачу, пользуясь математическими знаками. Совершенствование временных представлений. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве, представлений о смене времен года.
Развивающие задачи. Развитие математического мышления, речевой деятельности, речевого слуха, пальцевой моторики, координации речи с движениями.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по математике, ФЭМП
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательные задачи. Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Методические приемы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (использование иллюстраций, раздаточного материала);
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы);
- поощрение, подведение итогов
Оборудование. Магнитная доска, ватман с нарисованной рябиной и снегирями, ватман с нарисованной березой, цветные сектора и картинки птиц для игры «Птичий год», на каждого ребенка: листы бумаги с примерами, контейнеры с цифрами и математическими знаками, простые карандаши, 5 цветных кружка (жёлтый, коричневый, красный, чёрный и белый, квадратный лист бумаги серого цвета («кормушка», магнитофон.
Предварительная работа. Рассматривание слайдов с изображением зимующих и перелетных птиц. Разучивание стихотворений, физминуток «В зимнем лесу», «Снегири», пальчиковых гимнастик: «Птички», «Снегири», составление и решение задач в совместной деятельности, написание цифр в тетрадях, альбомных листах.
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Создание положительного эмоционального фона
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
-Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку.
-А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
2. Основная часть.
-Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и
затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?»
-А ведь мы с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда? (ответы детей)
-Хотите помочь сороке?
-Вы знаете, что есть люди, которые изучают птиц.
Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, в городе и в зоопарке.
-Хотите поиграть в ученых-орнитологов?
-Сегодня, я старший орнитолог, а вы - научные сотрудники.
- Ребята, кто мы сегодня с вами будем? (орнитологи)
-Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.
-Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке).
-Вот мы с вами и в лесу.
–Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы. Но где — же они?
- А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).
-Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. Птички в этой стайке разные.
-Давайте, рассмотрим их и назовём.
-Назовите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей, дятел, клест, голубь, сова)
-Как мы назовем всех птиц одним словом? (зимующие птицы)
-А теперь, мальчики пусть посчитают всех птиц.
-Сколько всего птиц на дереве? (9)
- Какой это счет? (прямой счёт)
-А девочки посчитают обратным счетом.
(Предлагаю детям пройти и сесть за столы).
- Ребята, у вас на столе лежит квадратный лист бумаги серого цвета, возьмите его к себе поближе. Это будет «кормушка» для птиц. И на столе у вас «птицы» (разноцветные круги). Сейчас мы их рассадим на кормушке в определённом порядке, а вы слушайте внимательно задание.
Посадите синицу (жёлтый круг) на верхнюю левую ветку. Воробья (коричневый круг) на нижнюю правую ветку. Снегиря (красный круг)- посередине. Ворону (чёрный круг) на нижнюю левую ветку. Сороку (белый круг) на верхнюю правую ветку.
- Молодцы, справились с заданием.
- А теперь, нужно сосчитать, сколько же птиц мы рассадили? Назвать их число и место расположения, а остальным внимательно следить за ответами товарищей, уточнять и дополнять их ответы.
Игра «Птицы летят».
Дети решают примеры и записывают их с помощью цифр и знаков.
Игра «Прилетели снегири».
(Приглашаю подойти к доске, на которой прикреплен ватман с изображением рябины и сидящими на ветках рябины снегирями).
- К нам с севера прилетели снегири, они устали от долгого пути и отдыхают на ветках рябины. Они сидят на ветках по три. Вы видите, что у птиц, сидящих по краям, на грудках цифры, а у птиц в серединке - цифр нет. Нужно вспомнить порядок чисел от одного до десяти и вставить пропущенные числа.
Остальные дети самостоятельно выполняют задания на листочках бумаги за столами.
Физминутка - «Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево - вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Игра «Птичий год».
Дети подходят к столику, на котором лежат четыре разноцветных секторов круга и карточки с изображением птиц.
- Следующая игра называется «Птичий год».
- Вы послушайте стихи о птицах и поместите соответствующие картинки на разные сектора круга, который изображает год. Но сначала соберите круг из частей так, чтобы правильно показать чередование времен года, и назовите времена года по порядку.
Дети собирают круг, соединив по порядку: белый, зеленый, красный и желтый сектора.
- Зима, весна, лето, осень.
- Правильно. Сейчас идет зима, вспомните названия зимних месяцев.
- Декабрь, январь, февраль.
- Правильно.
- А теперь, послушайте стихотворение.
Вот на ветках, посмотри.
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
- На какой сектор вы поместите эту картинку? (На белый)
- Почему вы поместите снегирей на белый сектор?
(В этом стихотворении описаны снегири, которые прилетают к нам зимой. Дети помещают картинку на белый сектор).
- Правильно. А теперь послушайте отрывок из второго стихотворения.
Крики слышатся вдали,
Улетают журавли.
В синем небе тает стая.
Улетают, улетают.
- Подберите картинку к этому стихотворению. (Дети выполняют задание).
- А эту картинку куда следует поместить? (Мы разместим ее на желтый сектор)
- Объясните свой выбор. (В стихотворении говорится про журавлей, которые улетают в теплые края. Значит, это осень.)
- Это верно. Слушайте следующее стихотворение.
У леса на деревьях -
Грачиная деревня.
Как ветер начинается -
Деревья все качаются.
Качаются деревья.
А с ними вся деревня.
- Подберите картинку к этому стихотворению. (Дети выполняют задание).
- На какой сектор вы поместите эту картинку? (Мы поместили её на зеленый сектор)
- Почему вы поместили эту картинку на зеленый сектор? (В этом стихотворении говорится о грачах, которые прилетели из теплых стран и построили гнезда. А это бывает только весной).
- Правильно. Слушайте последнее стихотворение.
Над речкой кружатся стрижи.
Горячий воздух так дрожит,
Что солнце в нем качается,
Что солнце в нем купается.
- Подберите картинку. (Дети выполняют картинку).
- Почему именно эта картинка подходит к только что прочитанному стихотворению? (На этой картинке нарисованы стрижи, которые кружатся в горячем воздухе).
- На какой сектор вы положите картинку? (Мы положим ее на красный сектор).
- Почему вы положили картинку со стрижами на красный сектор? (Красный сектор обозначает лето).
- Молодцы! Вы справились с новой и трудной игрой.
- Ребята, вот наше путешествие и закончилось. И нам пора возвращаться обратно в детский сад. Там нас ждут новые открытия.
- Раз, два, три, повернись, в нашей группе окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются в группе).
3. Итог. Рефлексия.
- Где мы сегодня с вами путешествовали?
- Чему вы научились сегодня?
- Какое задание было трудным?
- Ребята, сегодня вы были внимательными и сообразительными. Я могу гордиться вами, вы настоящие ученые – орнитологи, очень много знаете о птицах.