Наталья Дроботова
Конспект занятия по ФЭМП «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»
Цель:
Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях.
Закрепить умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, смысл сложения и вычитания, отношения — справа, слева. Продолжать развивать логическое мышление умение объяснять рассуждать, способности к графическому моделированию, символизации. Совершенствовать общеучебные умения и навыки: выполнять задание по словестной инструкции, указанием в рабочей тетради. Воспитывать усидчивость любознательность интерес к занятиям.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Точка, Линия, Прямая и кривая линии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Точка и линии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Материалы к занятию :
Демонстрационный — картинки с изображением птиц, клюющих зерна, звездного неба, луга с цветами-точками, реки, дороги; Карандаш (серия «Веселые человечки», модели «мешочков», картинки со знакомы «=» «+» «-», картинки №5 стр 35.
Раздаточный — несколько чистых листов бумаги, цветные карандаши, нитки, веревки, палочки, ленточки, полоски бумаги; пластилин, линейка, белая бумага; немного любой крупы. модели «мешочков» геометрические фигуры цифры и знаки №5 стр 35.
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель показывает поочередно картинки: птицы клюют зерна, звездное небо, цветущий луг.
— Что вы видите на картинке? (Дети кормят птиц. Птицы клюют зерна и крошки хлеба.)
— На что похожи крошки хлеба и зерна? Как их нарисовать, ведь они такие маленькие? (Дети высказывают свое мнение.)
— Верно, надо только коснуться карандашом листа — получатся точке. Нарисуйте на своих листках коричневые точки-зернышки.
— Что нарисовано на второй картинке? (Ночное небо. На небе месяц и звезды.)
— Что вам напоминают звезды? (Крошечные звездочки — маленькие
яркие точки.) Нарисуйте на своих листках желтые точки-звездочки.
Что вы видите на следующей картинке? (Цветущий луг. На лугу много цветов.)
На что похожи цветы? Нарисуйте на своих листках разноцветные I точечки-цветы.
Что еще в окружающей жизни напоминает точки? (Капельки дождя, бусинки, град, снежинки, ягоды, крупа — гречка, манка, пшено, горох.)
Потрогайте пальчиком крупинки, горошинки. Теперь и на ваших пальчиках — точки.
Чтобы сформировать зрительный, тактильный, звуковой образ точки, можно предложить детям слегка дотронуться пальчиками до кисти своей руки, до кисти руки соседа, коротко хлопнуть в ладоши, коротко произнести или сыграть какой-нибудь звук и т. д.
Загадка.
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Ника —
У нее теперь ангина. (Град)
— Наша Точка не простая — она пришла из волшебной страны геометрии. Она очень любит путешествовать и приглашает вас в путешествие. Для этого вам надо взять лист бумаги, карандаш и линейку. А еще надо уметь отгадывать загадки и рисовать. Итак, отправилась наша Точка в путь — и мы вместе с ней.
Воспитатель показывает движение точки мелом на доске, а дети — ка-рандашом на листочках бумаги :
— Покатилась Точка сначала по узенькой. Догадайтесь, по чему:
Меня все топчут,
А я все лучше.
(Тропинка)
Катилась она по тропинке, а тропинка привела ее к большой. Угадайте, куда привела Точку тропинка :
Не живая, а идет. Шагаешь — впереди лежит.
Неподвижна, а ведет. Оглянешься — домой бежит.
(Порога) {Дорога)
1) Эта дорога была ровная-ровная, прямая. Какой инструмент помо-жет нам нарисовать дорогу? (Линейка.)
2) Дорога привела Точку к.
Догадайтесь, к чему:
Течет, течет — не вытечет.
Чуть дрожит на ветерке
Бежит, бежит — не выбежит.
Лента на просторе.
(Река)
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море.
(Река)
3) Нужна ли нам линейка, чтобы нарисовать берега реки? (Нет, бере-га реки — кривые линии.)
4) А через речку нельзя перебраться. Что же делать? Догадайтесь, кто нам поможет:
Я над речкой лежу,
Оба берега держу.
Через речку лег,
Пробежать помог. (Мост)
5) А чтобы нарисовать мост, нужна нам линейка? Какие линии — края моста? (Прямые.)
6) Посмотрите на свои листочки. На них оставила свой след наша пу-тешественница — Точка. Сначала это тоненькая, как ниточка, тропинка. Потом уже веревочка-дорога. Потом — широкая лента реки. А над рекой ровная полоска — мост. Какие предметы у вас на столе напоминают точку, тропинку, дорогу, реку, мост?
Дети показывают горошины, ниточки, веревочки, палочки, ленточки, полоски бумаги.
Физкультминутка.
По дорожке топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
Закрепление представлений о точках и линиях.
1) № 1, стр. 34.
7) Волшебный Карандаш прислал вам письма-картины. Что вы види-те на 1-й картине, на 2-й? Что помогло Карандашу сделать такую прямую линию на 3-й картине?
8) Как вы думаете, котенок помогает или мешает бабушке? Какая ли-ния получится, если нитку пряжи натянуть, отпустить?
9) Возьмите ниточки у себя на столах, сделайте из них прямые линии, кривые.
Закрепление представлений о точках и линиях.
10) № 1, стр. 34.
— Волшебный Карандаш прислал вам письма-картины. Что вы види-те на 1-й картине, на 2-й? Что помогло Карандашу сделать такую прямую линию на 3-й картине?
— Как вы думаете, котенок помогает или мешает бабушке? Какая ли-ния получится, если нитку пряжи натянуть, отпустить?
— Возьмите ниточки у себя на столах, сделайте из них прямые линии, кривые.
11) №2, стр. 34.
В задании закрепляется умение различать прямые и кривые линии. Дети учатся пользоваться линейкой при вычерчивании прямых линий.
— Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?
— Обведите все прямые линии красным карандашом. Что поможет вам провести прямые линии?
— На каждой прямой линии отметьте по одной синей точке.
— Обведите все кривые линии синим карандашом. Нужна ли теперь линейка? Почему?
— На каждой кривой линии отметьте по одной красной точке.
Проверка в парах.
12) №3, стр. 34.
В этом задании закрепляется умение вычерчивать кривые и прямые линии, пользоваться линейкой для проведения прямых линий.
— На каждом рисунке проведите через красную точку прямую линию. Какой помощник нужен вам? {Линейка.)
— Сколько разных вариантов! У каждого — свой. Почему? (Через одну точку можно провести много прямых линий.)
— Через синюю точку проведите кривую линию так, чтобы она пере-секла прямую линию. Отметьте точку пересечения линий.
— Проверьте соседа.
Повторение.
I) № 4, стр. 35.
В задании закрепляется умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, развивается произвольное внимание, навыки самоконтроля.
13) Посмотрите на картинку. Назовите игрушки, плоды, спортивные предметы, обитателей леса.
14) Что еще нарисовано?
Почему цифру 1 соединили с грушей, а цифру 2 — с грибами? (Груша одна, а грибов — два.)
15) Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Соединить цифры 1 и 2с подходящими по количеству предметами.)
16) Какого цвета линии должны идти от цифры 1? (Красные.) А от ци-фры 2? (Зеленые.)
Дети выполняют задание самостоятельно в течение 1—2 минут. Про-верка — с фронтальным проговариванием решения.
— №5, стр. 35.
В задании закрепляется смысл сложения и вычитания, умение соот-носить действия с предметами и действия с числами. В зависимости от уровня подготовки детей его можно выполнить в разных формах: с ком-ментированием, в форме соревнования, самостоятельно с проверкой в парах или с самопроверкой по готовому образцу и т. д.
Итог занятия. Оценка работы детей на занятии.