Наталья Иванова
Конспект занятия по ФЭМП с использованием логико-математических игр «В гости к Смешарикам» в подготовительной группе
Наталья Иванова
Конспект НОД по математике в подготовительной к школе группе с использованием логико-математических игр и упражнений «В гости к смешарикам».
Образовательное направление: познавательное развитие.
Цель занятия: способствовать интеллектуальному развитию детей посредством решения логико-математических задач.
Задачи обучающие:
- Закрепить количественный счет.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП с использованием логико-математических игр „В гости к Смешарикам“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Закреплять у детей умение ориентироваться на плоскости, определять местоположения геометрических фигур на плоскости. - Повторить дни недели, времена года, зимние месяцы. - Продолжить учить детей сравнению, анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из геометрических фигур игры танграм фигуру по образцу; строить из счетных палочек простые геометрические фигуры и новые, более сложные. - Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивающие: - Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. - Развивать смекалку, зрительную память, воображение. - Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. - Развивать гибкость и подвижность кистей рук.
Воспитательные: - Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. - Воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль. Желание помогать друг другу. Оценивать самого себя.
Предварительная работа с детьми:
- Решение математических загадок, головоломок. - Упражнения в преобразовании фигур (игры со счётными палочками, игра «Танграм». -Задания на развитие логического мышления, внимания, игры на развитие смекалки.
Предварительная работа воспитателя: - Подготовка демонстрационного и раздаточного материала.
Методические приёмы: - Игровой (использование сюрпризных моментов). - Наглядный (использование иллюстраций). - Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). – Поощрение.
Оборудование: - Магнитная доска, фланелеграф, магнитофон.
Демонстрационный материал:
- картинки с изображением смешариков; - 3 картинки с изображением автобусов; - карточки-цифры; - картинки к заданиям: «Найди отличия», «Найди одинаковые картинки», «Построй ледяной дом» (танграм, «Выложи такую же фигуру» (счетные палочки).
Раздаточный материал: - билеты на автобус; - маршрутные листы – листы в клетку с условными обозначениями;
- лист с печатной основой к игре «Магический квадрат»; - танграм; - счетные палочки; - карандаши.
Структура занятия:
• Организационный момент.
• Основная часть.
• Введение в игровую ситуацию
• Д/и «Расставь цифры по порядку».
• Д/и «Узнай свой автобус».
• Решение примеров.
• Графический диктант.
• Пальчиковая гимнастика.
• Д/и «Не зевай, на вопросы быстро отвечай».
• Д/и «Найди семь отличий».
• Д/и «Найди одинаковые картинки».
• Д/и «Нарисуй снежинки» («Магический квадрат»).
• Физкультминутка.
• Конструирование: танграм.
• Конструирование со счетными палочками.
• Подведение итогов. Сюрпризный момент.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети: - Здравствуйте! Воспитатель: - Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй! - Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
II.Основная часть.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: - Сегодня я предлагаю вам отправиться на зимнюю прогулку. Но проведем мы ее с замечательными героями. А с кем, вы должны отгадать.
2. Дидактическая игра «Расставь цифры по порядку».
(На доске размещены вперемешку цифры с прикрепленными к ним буквами).
Воспитатель: - Ребята, расставьте цифры по порядку. Если вы это сделаете правильно, то сможете узнать, к кому мы поедем в гости.
(Дети расставляют цифры и читают слово «СМЕШАРИКИ»).
3. Логическая игра «Узнай свой автобус».
Воспитатель: Правильно. Но смешарики живут за городом. И на каком транспорте мы туда отправимся, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:
• Что за чудо? Дивный дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус).
Дети: Автобус!
Воспитатель: Правильно, молодцы! Мы поедем на автобусе. Но вот вопрос – на каком? У меня есть иллюстрации трех автобусов.
Располагаю на доске в ряд иллюстрации трех автобусов.
- Наш автобус расположен не слева и он не красного цвета. Так на каком автобусе мы поедем? (На зеленом).
- Правильно. На зеленом.
У каждого автобуса есть номер, давайте попробуем угадать номер нашего автобуса. Цифра в номере автобуса больше 8, но меньше 10.
Дети: наш автобус номер 9.
4. Игра «Не зевай, на вопросы отвечай».
Воспитатель: Молодцы, правильно. Пора отправляться в путь. Но для поездки на автобусе каждому из вас необходим билет. Чтобы получить его, каждый из вас должен ответить на мой вопрос.
Все дети поочереди отвечают на вопросы, получают билет и садятся на свое место.
Вопросы:
- Сколько глаз у воробья?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько хвостов у четырех котов?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Кто больше: маленький медведь или большой жук?
- Кто длиннее: короткая змея или длинный червяк?
- Что толще: тонкое бревно или толстая ветка?
- Что тяжелее: 1 кг тополиного пуха или 1 кг гвоздей?
- Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 кг, сколько будет весить гусь, если встанет на обе ноги?
- На станции три человека ждали поезд три часа. Сколько ждал каждый из пассажиров?
- В январе на яблоне на одной ветке созрели три яблока, на другой два. Сколько всего яблок созрело на яблоне в январе?
Воспитатель:
• Опять в автобусе так тесно!
Поскорей занять бы место.
Потолкался я немножко,
Вот и место у окошка.
Графический диктант.
Воспитатель: - Все разместились, пора отправляться в путь. Но вот незадача, я плохо знаю дорогу. А давайте обратимся к помощи навигатора и проложим нужный маршрут. Положите перед собой маршрутный лист – лист в клеточку.
(Дети кладут перед собой заранее приготовленные листы. Они расчерчены в клеточку. В правом нижнем углу – красный круг. В левом верхнем углу – изображение смешариков).
- Возьмите простой карандаш, поставьте его на красную точку. Надеюсь, вы помните правила выполнения графического диктанта. Готовы? Тогда начинаем.
(Дети выполняют задание. По оканчании дети сверяют свой маршрут с моим образцом).
6. Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: - Маршрут определен. Но прежде чем тронуться, нужно подзарядиться энергией и хорошим настроением.
"Автобус"
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
(вращаем сжатые кулачки)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит руль, руль
(изображаем как крутим руль)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Дворниками бжик-бжик бжик-бжик
(параллельно двумя руками влево-вправо)
Едет- едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Двери открываются — двери закрываются.
(ладошки сводим и разводим)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Всем сигналит биииииип
(нажимаем себе на нос).
8. Дидактическая гра «Найди семь отличий».
Воспитатель: - Вот мы и приехали. Посмотрите, смешарики нас уже ждут.
(Показываю картинку: смешарики на улице заняты зимними играми).
- Вы их узнали?
(Дети называют имена смешариков).
– Ребята, а у меня есть еще одна точно такая же картинка. Или почти? Рассмотрите их внимательно, найдите отличия.
(Дети выполняют задание: ищут отличия).
9. Дидактическая игра «Нарисуй снежинки» («Магический квадрат»).
Воспитатель: - Ребята, смотрите, Бараш увлекся рассматриванием снежинок. (Показываю картинку). Это не удивительно. Ведь они такие красивые! Вам я тоже предлагаю нарисовать снежинки. Положите перед собой листы с нарисованными на них снежинками. - Разместите в пустых клеточках снежинки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике не было одинаковых рисунков.
(Дети выполняют задание. Проверяем).
10. Дидактическая игра «Найди одинаковые картинки».
- Совунья тоже спешит на прогулку, но никак не может найти одинаковые лыжи. Помогите ей подобрать подходящую пару.
(Показываю иллюстрацию 8 лыж. Дети выполняют задание).
11. Физкультминутка.
Воспитатель. – А сейчас, ребята, давайте поможем Ежу лепить снеговика. (Показываю картинку с Ежом, катящим снежный ком). Вспомним нашу физкультминутку про снеговика.
«Снеговик»
Лепим мы снеговика (имитация лепки снежков)
Из пушистого снежка.
Вот скатали первый ком, (наклонившись «катают ком снега»)
Вот такой большущий он. (разводят руками сверху через стороны вниз)
Ком второй чуть-чуть поменьше, (то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)
Третий-это голова. (чертят в воздухе круг)
Шляпа будет из ведра. (над головой ставят ладони, как крышу)
Нос – морковка, а глаза – (показывают пальцем нос, глаза)
Два весёлых уголька.
Всё, готов наш снеговик,
У него довольный вид.
Рот смеётся до ушей, (показывают пальцем рот)
Веселит он всех детей. (улыбаются)
Снеговик вдруг оживает
И ребяток догоняет. (бег на месте)
12. Конструирование: танграм.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Крош не тратит время зря. Он уже с Пином строит ледяной дом. Давайте и мы построим точно такой же. Нам в этом поможет игра Танграм.
(Показываю образец. Дети выполняют задание. Ребенок, выполнивший его первым, собирает дом на фланелеграфе).
13. Конструирование со счетными палочками.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, а вот и Лосяш. Вы хорошо знаете, какой он умный. В голове его всегда много идей, вопросов. Вот сейчас он пытается из веточек выложить свое изображение. Давайте мы поможем ему в этом.
• Раз, два, три, четыре, пять! Вышли палочки играть. Их с умом ты разложи, Ловкость ручек покажи!
(Дети по образцу выкладывают силуэт лося (оленя).
Воспитатель: Но, ребята, мы не просто так выложили фигурку Лосяша. Он хочет дать вам сложное задание.
- Переложите две палочки так, чтобы он смотрел назад.
(Дети выполняют задание. Сверяем).
III. Подведение итогов.
Воспитатель. Ребята, по-моему, мы с вами отлично провели время в гостях у смешариков. Мы с вами и катались на лыжах, лепили снеговика, строили ледяной дом, рисовали снежинки. А главное, мы с вами выполнили столько интересных заданий. Молодцы!