Татьяна Викторовна Шишова
«Космическое путешествие». Конспект занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Развитие логического мышления, посредством блоков Дьенеша.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с логическими блоками Дьенеша, закреплять умение различать их по форме, цвету, размеру и толщине;
Закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10;
Закреплять знания о временах года.
Развивающие :
Развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков;
Продолжать развивать способность к анализу, учить детей следовать правилам при выполнении цепочки действий в работе с логическими блоками Дьенеша;
Публикация «„Космическое путешествие“, Конспект занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша в подготовительной группе» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Воспитательные :
Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога;
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Материал: наборы блоков Дьенеша, карточки – символы, обозначающие цвет, форму, размер, толщину; компьютер, большие цифры от 1 до 5, буквы (Б Л О К И, ракета (стулья с наклеенными знаками-символами, ватманы с изображением тучки и солнышка, эмблемы, медали, палочки Кюизинера.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети заходят в зал и встают полукругом.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: - Доброе утро!
Доброе утро скажем друзьям:
Птицам, деревьям и нашим гостям!
(Раздается звонок-оповещение о входящем письме на электронную почту).
Воспитатель: Ой, ребята, извините, пожалуйста, мне кто – то звонит (смотрю). Здесь кто- то хочет с нами по скайпу поговорить. Давайте посмотрим вместе.
Воспитатель: - Ребята, к нам пришло видеописьмо.
Появляется изображение Инопланетянина на экране).
СЛАЙД 1
- Дорогие Земляне! Срочно прилетайте! Ждем вашей помощи! У нас был похищен пароль от центра управления полетами. Его Вы можете разгадать, если правильно выполните задания по станциям. А помогут Вам волшебные блоки и знаки. Ваши друзья по разуму с планеты Блокатон!
Воспитатель:
- Ребята, поможем инопланетянам найти пароль?
Дети: Да!
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете как выглядят блоки и знаки?
Дети: Нет.
Воспитатель:
- А давайте я вам покажу и расскажу.
Воспитатель:
- Ребята, а вот и блоки, на что похожи?
(Ответы детей).
Воспитатель: Блоки похожи на плоскостные геометрические формы и на объемные геометрические фигуры.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите и скажите, чем блоки похожи друг на друга? А чем не похожи друг на друга?
Дети: Формой, цветом, размером, толщиной.
Воспитатель:
- А ещё есть знаки - символы которые обозначают свойства блоков.
- Это форма блоков. (круглую, квадратную, треугольную, прямоугольную); величина блоков. (большой дом-большой блок, маленький дом-маленький блок, знаки которые обозначают толщину (толстые и тонкие блоки, и есть знаки нарисованы пятна трех цветов. Назовите их. А еще могут быть символы зачеркнутые. Это говорит о том, что они обозначают другой цвет…
Воспитатель:
- Ребята нас ждут жители планеты Блокатон. И нам пора отправляться. А вы знаете кто такие спасатели? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно. Спасатель-это тот, кто спасает кого-либо.
Воспитатель: Я предлагаю стать «спасателями» и помочь жителям планеты Блокатон.
(Воспитатель раздает эмблемы спасателей).
- А для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно сказать волшебные слова.
Психогимнастика:
- У нас все получится, у нас все в порядке. Настроение, каково – во!
(Дети выставляют большой палец)
- У всех без исключения – да! И вы такого мнения – да! Ну, вы ребята молодцы! Начинаем!
Воспитатель:
- Ребята, задания для испытаний спрятаны на станциях. Если мы правильно выполним задание, то у нас должна появиться буква от пароля. И так отправляемся на станцию номер 1.
Станция 1. (Находят конверт.)
Воспитатель:
- Игра «Второй ряд».
Воспитатель: Выложить в ряд 5-6 блоков. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждым блоком верхнего ряда оказался блок другой формы и размера.
Воспитатель: - Умницы! Вы отлично справились с этим заданием.
(Воспитатель переворачивает цифру - буква «Б».)
Воспитатель:
- Теперь я вам предлагаю отправиться на следующую станцию. Давай те мы с вами поиграем в игру на внимание «Ты, какой?».
Воспитатель:
- Ребята, возьмите из набора по одному блоку и встаньте в круг. Блоки вы держите перед собой. У водящего нет в руках блока. Под музыку он бежит за кругом. Музыка останавливается, и водящий, стучит о спину того, кого около кого остановился, и спрашивает: «Тук-тук, ты какой?» А тот, к кому постучались, должен назвать все признаки своего блока : форму, цвет, размер и толщину. Если признаки фигуры названы правильно, они меняются местами. Игра продолжается. Всем понятны правила игры? Тогда начинаем.
Станция 2
Воспитатель:
- Ребята, на каком транспорте вы можете быстро добраться до планеты?»
(Ответы детей).
(Дети садятся за столы).
Воспитатель:
- Перед вами находится схема нашей ракеты, которую вы должны изобразить при помощи блоков.
- Если на схеме деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена – толстый блок.
- Ваша задача, подготовить космические корабли к выезду в район бедствия.
- После завершения работы мы сможем отправиться в путь.
(Дети выкладывают ракету).
Воспитатель:
- Хорошо! Задание выполнено.
Физкультминутка «Ракета»
Один, два – стоит ракета (руки вверх, ладони соединить)
Три, четыре – звездолет (руки в сторону)
Один, два – хлопок в ладоши (далее по тексту)
А потом на каждый счет.
Один, два, три, четыре.
И на месте походили.
Воспитатель:
- Давайте посмотрим, какая следующая буква спряталась.
(Воспитатель переворачивает цифру - буква «Л»).
А следующие испытания нас ждут на станции планеты Блокатон.
- Прошу занять свои места по знакам-символам.
Детям раздаю билеты-блоки (форма, цвет). Они находят по знакам свои места и садятся.
- Теперь можно отправляться в путь.
- Начинаем отчет времени 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!
(Звучит «космическая» музыка).
Воспитатель:
Мы с вами находимся в космосе. Ну вот, ребята, мы с вами прилетели на планету «Блокатон». Ищем следующую станцию.
Станция 3
Воспитатель: Что же тут случилось? Космические пираты распугали всех жителей планеты…
- Задание «Помоги блокам выбраться из леса».
Ход игры.
Перед детьми таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким блокам, как они сами; перечеркнутые знаки – всем не таким, как они, блокам. Затем дети разбирают блоки и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.
Воспитатель:
-Молодцы! И с этим заданием вы справились. Какая же нас ожидает следующая буква?
(Воспитатель переворачивает цифру - буква «О»)
Станция 4
- Задание «Рассели жильцов»
(Воспитатель переворачивает цифру – буква «К»).
Станция 5
Воспитатель:
- Ребята, нам нужно отгадать, какое время года сейчас на планете Блокатон.
(Дети отгадывают загадки о временах года.)
Воспитатель:
-Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Давайте посмотрим какой пароль у нас получился!
(Воспитатель переворачивает цифру – буква «И»). (БЛОКИ).
Инопланетянин (голос в записи) : Дорогие Земляне! Большое спасибо за помощь! Теперь мы знаем пароль. Вы спасли нашу планету и теперь мы сможем часто прилетать к вам в гости на планету Земля.
Воспитатель:
- Не за что. Мы всегда готовы помочь. Правда, ребята? Ну что полетели обратно? А теперь займите свои места и начинаем обратный отсчет 10, 9, 8, 7…. 1.
- Ребята, полюбуйтесь красотой галактики
(Звучит космическая музыка)
- Вот мы уже и дома.
Итог занятия :
Воспитатель:
- Ребята, нас встречает солнышко и тучка. У меня есть желтые и голубые палочки. Если вам путешествие понравилось, было интересно, положите желтую палочку – лучик к солнышку, а если вам было трудно, положите голубую палочку – дождик. Выбрать надо только одну палочку или желтую или голубую.
(Дети выполняют задание).
- Катя, почему ты положила желтую палочку?
- Какое задание было самым интересным?
- Вова, почему ты положил голубую палочку?
- Какое задание было трудное? Почему?
- Понравилось вам наше путешествие?
- На какой планете мы с вами были? Что помогло в нашем путешествии? Дети: блоки и знаки-символы.
Кому вы о нем расскажите?
Вы ребята молодцы, настоящие спасатели. И как спасателям галактики, вам отправили с планеты Блокатон награды за спасение.
(Воспитатель вручает медали).
Воспитатель:
- Ребята у нас с вами все получилось. Мы хорошо справились со всеми заданиями. Давайте вытянем руки перед собой и соединим их в центре круга. Тихо постоим и попытаемся почувствовать себя теплыми солнечными лучиками