Любовь Осипова
Конспект занятия по ФЭМП с детьми подготовительной группы «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
▼ Скачать
Цель: закрепить знания о счете в пределах 10; продолжить знакомить с цифрами как условными знаками числа; упражнять сравнению смежных чисел в пределах 10, опираясь на сравнение конкретных множеств; учить делению предмета на несколько равных частей; закрепить умение правильно соотносить слова «часть целого,» «» и т. д. и сравнивать части, учить ориентировке по «клеткам», обучить из геометрических фигур выкладывать различные фигуры.
Для того, чтобы дети начали легко ориентироваться в мире чисел, я обращаюсь на занятиях к сказкам А. С. Пушкина. Великий поэт в своих сказках красочно, образно использует числа, быстро усваивающиеся детьми благодаря стойким ассоциациям.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП с детьми подготовительной группы „Путешествие по сказкам А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель читает отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…»
Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказкам А. С. Пушкина. А путешествие у нас будет необычным: в пути мы встретимся с числами, цифрами, геометрическими фигурами. Ну, что же, в путь за сказками… Сколько сказок написал А. С. Пушкин?
Дети. А. С. Пушкин написал пять сказок, а шестую он не закончил.
Воспитатель. Какую сказку поэт сочинил первой?
Дети. «Сказку о попе и о работнике его Балде».
Воспитатель. Назовите вторую сказку А. С. Пушкина.
Дети. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
Воспитатель. Эту сказку поэт написал в год женитьбы на Наталье Гончаровой, а через год пишет третью сказку. Какую?
Дети. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Воспитатель. Назовите четвертую сказку Александра Сергеевича.
Дети. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Воспитатель. И пятая сказка поэта?
Дети. «Сказка о золотом петушке».
Воспитатель. Вспомните «Сказку о попе и о его работнике Балде». С какими числами вы встретились в этой сказке?
Дети. С числом 3. «Балда говорит:
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно
В год за три шелка тебе по лбу…»
Дети. «Платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти,
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года…»
Дети. С числами 4 и 7.
«Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых…»
Дети. С числом 2.
«Пошел Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков да в мешок…»
Воспитатель. А теперь мы на берегу синего моря. Сколько лет рыбачил старик?
Дети. Он рыбачил тридцать лет и три года.
Воспитатель. Да, много раз приходилось старику закидывать свой невод в море. Редко приходил невод с одной тиной или с травой морскою, а большей частью – с рыбой. Закройте глаза и представьте, что перед вами неводы старика с рыбой. Нужно сосчитать рыбу и ее количество отметить нужной цифрой. Сколько рыб в неводе?
Дети. 10
Воспитатель. А в этом неводе сколько?
Дети. 9.
Воспитатель. Что можно сказать о количестве рыб?
Дети. На одну рыбу больше. На одну рыбу меньше. Рассматривают другие варианты (поровну, столько же, на одну рыбу меньше).
Воспитатель. А помните, из какой сказки эти строки?
«А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит,
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
Так идут за днями дни».
Дети. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Воспитатель. Я думаю, что царевне приходилось печь и караваи. Как вы считаете, на сколько частей делила свой каравай царевна?
Дети. На 8 частей.
Воспитатель. А почему вы так решили? Испеките каравай и разделите его на равные части. На сколько частей разделил каравай каждый из вас? Какая часть больше: или, 1/3 или 1/7 и т. д. Кто разделил каравай точно также, как царевна из сказки?
Воспитатель. Кто иллюстрирует сказки? Многие художники иллюстрировали сказки А. С. Пушкина, каждый – по-своему. Давайте и мы из геометрических фигур выложим белую лебедь.
Дети выкладывают.
Воспитатель.
«Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет». (Рис. 1).
Воспитатель. Какие геометрические фигуры использовали? Сколько?
Воспитатель. Какие геометрические фигуры взяли, чтобы выложить голову и шею лебедя? Сколько?
Воспитатель. Сколько геометрических фигур взяли, чтобы выложить крылья лебедя?
Воспитатель. А теперь мы будем путешествовать по клеточкам. Путешествуя, вы встретитесь с героем сказки А. С. Пушкина золотым петушком.
Воспитатель.
«Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка…»
Смотрите, смотрите, а вот и сказка ожила!
«Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом,
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые…»
(дети читают этот отрывок, рассматривая дворец, белку, ель)
Воспитатель. Вот и белка к нам пришла, угощенье принесла. Ох, отведаем сейчас…
Ребенок. Не спешите, не спешите… Слышите, звонок звонит… Нам пора в театр.
Театр «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…»
Воспитатель. А вот наши артисты. Мы их благодарим за сказку громкими аплодисментами. Молодцы ребята!
Затем ребенок представляет артистов: «Сказку о царе Салтане…» показали дети группы «Василек». Роль старшей дочери исполнила (назвать имена) и т. д.
В конце занятия «белочка» угощает детей орешками и предлагает принять участие в чаепитии.
«Приятного всем чаепития!»
автор Осипова Любовь Ивановна МАДОУ Детский сад 320 г. Уфа