Елена Весельева
Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы «Путешествие в страну Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему : "Путешествие в страну Математики".
(образовательная область "Познавательное развитие")
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы „Путешествие в страну Математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Цель: Закреплять элементарные математические представления у детей. Стимулировать развитие мыслительных способностей. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы. Демонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры.
Задачи:
-Закреплять навык прямого и обратного счета;
-Закреплять представления детей о геометрических фигурах. Упражнять в умение узнавать в окружающих предметах форму геометрических фигур;
умение различать и сравнивать по свойствам такие геометрические фигуры как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник;
-Совершенствовать умению решать логические упражнения на внимательность;
-Закрепление знаний дней недели, их последовательности.
-Формировать мыслительные операции.
-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Оборудование и материал :
Доска интерактивная; магнитная доска, конверты-2, карточки с заданиями; геометрические фигуры разных цветов и размеров; счетные наборы; материалы для аппликации.
1. Организационный момент
Дети проходят в группу.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются, выстраиваются на коврике)
Воспитатель: - сегодня утром, перед нашей дверью я нашла вот такую посылку с письмом. (показывает красивый конверт и небольшую посылку) Я не стала его открывать сама, решила дождаться, когда мы все вместе соберемся. Хотите узнать от кого письмо?
Дети:- Да.
Воспитатель: - Давайте же его откроем и узнаем, что в нем.
Читает письмо:
«Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны Математики. В моей стране произошла беда, все мои жители заболели странной болезнью, что привело к путанице и беспорядку, поэтому я обратилась именно к вам за помощью, так как вы очень умные, смышленые, сообразительные ребята! Помогите мне вылечить жителей моей страны и навести у меня в королевстве порядок? Заранее всем спасибо!
Р. S : в посылке находятся задания, выполнив которые вы поможете вылечить моих жителей! Удачи вам,друзья!
Воспитатель: - Ну что, ребята, поможем королеве математике?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Хорошо. А теперь пройдите за столы и начнем работать.
А чтобы нам попасть в страну, нужно произнести волшебные слова:
Раз, два, три – в волшебную страну пройди!
Воспитатель: - Ребята, посмотрите вот мы и попали с вами в страну математики (слайд2- дворец)
А кто же живет в стране Математики?
(3 слайд- жители волшебной страны)
Дети: - Цифры, математические знаки, дни недели, части суток, геометрические фигуры.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Вот сейчас мы и узнаем, кому нужна наша помощь. (воспитатель берет одну из карточек с заданиями)
Воспитатель: - Итак, первое задание- математическая разминка. Ведь для того, чтобы начать помогать другим, нам самим надо набраться бодрости и сил! Поэтому мы сейчас ее и проведем. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
-Какое сейчас время года?
- Сейчас утро или вечер?
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько раз в году бывает день рождения?
- Сколько углов у треугольника?
- Сколько месяцев в году?
-Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько глаз у светофора? (3)
-Сколько солнышек на небе? (1)
-Сколько в неделе выходных дней? (2)
- Сколько солнышек на небе ночью? (0)
Воспитатель: -Вот мы с вами и подготовились к более сложным заданиям!
(воспитатель достает следующую карточку с заданиями)
Воспитатель: - Вот и первые заболевшие жители. (обращает внимание детей на доску, где в беспорядочном положении находятся цифры.)
(слайд 4) Что это?
Дети: - Это цифры.
Воспитатель: - А что такое цифры?
Дети: - Это знаки, которыми мы обозначаем числа.
Воспитатель: - Ребята, цифры забыли свои места в числовом ряду. Давайте поможем им найти своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему. (каждый ребёнок выкладывает цифры индивидуально)
-С какой цифры начинается числовой ряд? А какой цифрой закончим числовой ряд.
- Костя, назови цифры от 1 до 10 так как ты их расставил.
- А сейчас посчитаем хором в обратном порядке от 1 до 10, 10 до 1
Давайте проверим правильно ли вы выложили его
(один ребенок работает у доски- слайд №5)
Воспитатель: - А теперь мы поиграем в игру «Молчанка», которая поможет цифрам точно запомнить свои места в числовом ряду. (воспитатель задает вопросы, а дети показывают правильные ответы)
- какую цифру вы поставили между 3 и 5 (покажите)
- какую цифру вы поставили между 7 и 9 (покажите)
- какую цифру вы поставили между 1 и 3 (покажите)
- назовите соседей чисел 6, 2, 4, 9
- покажите цифру, которая больше 3 на 1
- покажите цифру, которая больше 5 на 1
- покажите цифру, которая больше 7 на 1
Воспитатель:- Молодцы! Вы отлично справились! Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
Воспитатель: - Итак, с первым заданием мы справились. Вылечили цифры, помогли им вернуться на свои места.
-А теперь давайте немного разомнемся.
Физ - минутка:» Раз- подняться, потянуться»
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: - Давайте посмотрим следующее задание. Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут?
Дети: - Да.
Дидактическая игра «Отгадай фигуру» (Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.)
1. Три вершины,
Три угла,
Три сторонки
Кто же я?
Дети: - (треугольник)-7 слайд;
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник.
2. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его…
Дети: - (квадрат).8- слайд;
Воспитатель: - посмотрите вокруг, и найдите в нашей группе предметы, похожие на квадрат.
3. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня!
Дети: - (Круг)9- слайд;
Воспитатель: - Ребята, посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг.
4. Эти фигуры по городу мчат,
в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья!
Дети: - (прямоугольник)10 – слайд;
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на прямоугольник.
5. Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность :
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг….
Дети: - (овал).11 - слайд
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал.
Воспитатель: - Вот мы вылечили еще одних жителей волшебной страны. Молодцы ребята! Давайте посмотрим кому же еще надо помочь в королевстве. (Воспитатель читает 4задание)
-Ребята, перепутались все дни недели, нам нужно и им помочь, построить их друг за другом в нужной последовательности и напомнить как их называют. Давайте и им поможем- напомним как их называют и где они стоят.! Но сначала скажите, сколько дней в неделе?
Дети: - Семь.
Воспитатель: -Назовите мне все дни недели!
Дети: -(перечисляют дни недели)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, дни недели очень похожи на лепестки цветика- семи цветика. (в неделе 7 дней и в цветке 7 лепестков)-12 – слайд.
И теперь мы закрепим названия с помощью д/игры «Живая неделя»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.
Воспитатель обращается к детям: -«Неделя, стройся!»
Дети выстраиваются в указанном порядке.
Воспитатель:- «Назовите свой день недели!»
(дети по порядку называют свои дни недели)
Воспитатель: Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);
- пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);
- воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);
- суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».
(дети вешают лепестки и садятся).
Воспитатель: -Молодцы, ребята. А теперь давайте немножко поиграем
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)
Воспитатель: - Вот мы помогли еще одним жителям королевства! Молодцы, ребята!
Воспитатель: - Так как мы с вами постарались и вылечили всех жителей, надо что-нибудь придумать для них, чтобы они повторно не заболели. Поэтому, я предлагаю вам сделать для королевы Математики и ее поданных подарки- красивые волшебные носовые платочки, которые помогут им больше не заболеть. Как раз закрепим с вами ориентировку на листе бумаги. (ориентировка на листе бумаги) Хорошо!
• в центре разместите желтый круг;
• в левом верхнем углу разместите желтый овал;
• в правом нижнем углу выложите зеленый треугольник;
• в левом нижнем углу разместите фиолетовый квадрат;
• в правом верхнем углу выложите красный прямоугольник;
Воспитатель: -Молодцы ребята, хорошо все справились с заданием (Воспитатель собирает все платочки в корзину).»Я думаю королева Математика и жители ее страны будут довольны нашими подарками. Они будут ими пользоваться и никогда больше не будут болеть!
Воспитатель: - А теперь нам пора вернуть назад в детский сад. Скажем опять волшебные слова:
«Раз, два, три- в детский сад скорей пройди!»
Ну вот, ребята, мы снова дома!
Рефлексия:
-Ребята, а куда мы сегодня с вами путешествовали?
- Скажите мне, какое доброе дело мы сегодня сделали?
-А кому мы сегодня помогли?
-Что сделали с цифрами?
-Как помогли фигурам?
-Кого вернули на свои места?
Воспитатель: - Я считаю, что вы сегодня хорошо поработали. Очередной раз закрепили свои знания и умения и теперь уж точно никогда не ошибемся ни в цифрах, ни в фигурах, ни в днях недели.
Спасибо за внимание!