Марина Штырова
Конспект занятия по формированию ЗОЖ для детей старшей группы с использованием ТРИЗ-технологии «Будем здоровы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная общеобразовательная программа: основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» (под научной редакцией О. В. Чиндиловой)
Возрастная группа : старшая
Ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие».
Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни.
Задачи:
«Познавательного развития» :
Публикация «Конспект занятия по формированию ЗОЖ для детей старшей группы с использованием ТРИЗ-технологии „Будем здоровы!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
• закрепить у детей представление о полезных и вредных продуктах, о продуктах, в которых содержатся витамины;
• формировать представление детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
• развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь;
• развивать внимание, логическое мышление, память, любознательность;
• уточнить знания детей о понятиях «здоровье», «болезнь» и «причины болезни».
«Речевого развития» :
• активизировать и актуализировать словарь детей;
• способствовать развитию диалогической речи;
• развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы;
• развитие связной речи за счет использования в речи развернутых предложений, разных видов предложений.
«Социально–коммуникативного развития» :
• развивать навыки общения, умение договариваться и действовать согласованно в парах и в коллективе;
• формировать самостоятельность при решении поставленной задачи: умение высказывать предположения и делать выводы;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• развивать у детей способность активного общения со взрослым, с интересом отвечать на его вопросы, совместно решать проблемные ситуации;
• воспитывать культуру поведения.
«Физического развития» :
• формировать осознанную потребность в двигательной активности.
«Художественно-эстетического развития» :
• поддерживать интерес к художественному творчеству;
• развивать воображение, творческие способности.
Форма организации : подгруппа – 6 человек.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная, изобразительная.
Форма организации : групповая, подгрупповая, парная, индивидуальная,
Словарная работа: распорядок дня, личная гигиена, витамины, полезные продукты, ЗОЖ.
Предварительная работа:
Беседы «Чтобы стать здоровым», «Микробы и вирусы», «Витамины и здоровый организм».
Дидактические игры: «Угадай настроение», «Собери человечка», «Полезно - неполезно». Чтение литературы: Г. К. Зайцев «Уроки здоровья», стихи о ЗОЖ. Загадывание и разгадывание загадок о продуктах питания.
Оборудование и материалы: плащ и головной убор для Волшебницы, плакат «Больной и здоровый человек», 2 круга красного и зеленого цветов, смайлики по количеству детей, маркеры и фломастеры по количеству детей, карточки с вредными и полезными продуктами питания, мяч, полотенце, зубная щетка, расческа, зубная паста, поднос, мыло, музыкальное сопровождение, 3 стола.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
Дети здороваются.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что обозначает слово «здравствуйте»? Когда мы его произносим, то не только приветствуем человека, но и желаем ему здоровья.
А как можно поздороваться без слов, при помощи рук?
Дети называют свои варианты ответов.
Воспитатель: Давайте и мы поздороваемся друг с другом без помощи слов.
Дети показывают (рукопожатием, объятиями, похлопыванием по плечу)
2. Основная часть.
Воспитатель: А вы знаете, что такое здоровье?
Дети называют свои варианты ответов.
Воспитатель: Здоровье – это когда доброе утро, удачный день, веселое настроение. Оно необходимо всем живым существам: взрослым, детям, животным и птицам. Нужно уметь и хотеть заботиться о своем здоровье. Ведь его так легко потерять.
Ребята, есть на свете страна Здоровья. В этой стране живут здоровые и жизнерадостные жители, а самую главную из них зовут Волшебница здоровья. Я получила от неё письмо: «Дорогие ребята! Я узнала, что вы очень многое знаете про свое здоровье, о том, как надо его беречь и укреплять. А не хотите ли вы поделиться с нами своими знаниями?»
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Ну, тогда нам надо попасть в эту страну Здоровья. Я вам предлагаю стать воздушными шариками и полететь в страну Здоровья. (Звучит музыка)
Упражнение на диафрагмальное дыхание:
Воспитатель: Вдохнули носом глубоко, надуваем животик, выдох через рот, надуваем шарик, не торопитесь. Дышим и представляем себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. (Дети выполняют задание)
Мини - этюд «Воздушные шарики».
Воспитатель: Полетели легкие, разноцветные шарики, разлетелись кто - куда в разные стороны, ветер то сильнее, то тише, шарики летят то быстрее, то медленнее. (Дети, выполняя упражнение, «превращаются» в воздушных шариков и разлетаются в разные стороны.) Остановились, закрыли глаза.
(В это время воспитатель переодевается в костюм Волшебницы)
Воспитатель: Ребята, вот вы и попали в страну Здоровья. Я - Волшебница Здоровья. Я очень рада вас видеть у себя в гостях. Проходите. Присаживайтесь на стульчики.
Ребята, у меня к вам просьба: «Чтобы каждый смог высказать свое мнение, а я услышала все ваши ответы, на мои вопросы хором не кричать, а руку поднимать». Договорились?
Скажите, кто из вас болел в этом году? Скажите мне, пожалуйста, а болеть – это плохо или хорошо?
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Болезнь – это плохо: нельзя гулять, ходить в садик, нельзя есть мороженое. Но болеть – это хорошо. Можно лежать, ничего не делать, за тобой ухаживают, дают покушать то, что повкуснее.
Мороженое – это хорошо, вкусно. Но когда съешь много мороженого - это плохо: начинает болеть горло, нельзя есть, пьешь невкусные лекарства, сидишь дома…
Воспитатель: А сейчас давайте поговорим о том, как выглядит здоровый человек и как больной. Я вам буду называть, как выглядит здоровый человек, а вы должны не только ответить, как выглядит человек, который болен, но и поймать мяч. Договорились?
Игра с мячом «Наоборот. Болезнь - здоровье»
Дети стоят по кругу, воспитатель каждому бросает мяч. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос.
Глаза у здорового человека веселые, а у больного человека - (грустные)
Голос звонкий, а у больного человека? (тихий)
Нос сухой, а больного человека? (мокрый, влажный)
Лоб у здорового человека холодный, а у больного человека? (горячий)
Аппетит у здорового человека хороший, а у больного? (плохой)
Здоровый человек сильный, а больной? (слабый)
Воспитатель: Ребята, а что еще нужно делать, чтобы не болеть?
Дети: Есть продукты, богатые витаминами.
Воспитатель: Правильно, наша пища – это источник энергии, необходимый для деятельности человека, и материал для роста и развития.
Послушайте стихотворение о пользе витаминов.
Дети читают стихотворения:
В банане и йогурте,
В горстке малины-
Повсюду чудесные
Есть витамины.
Они берегут нас
От всяких болезней.
Чем больше их в пище,
Тем пища полезней.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете продукты, полезные для здоровья?
Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Вредно – полезно». Для этого мы разделимся на 2 команды. (Прикрепляю эмблемы команд детям).
Дидактическая игра «Полезно-вредно»
Карточки – таблицы «Полезные продукты» для одной команды и «Вредные продукты» для другой команды, картинки с изображением продуктов питания на общем столе.
Дети выбирают картинки с полезными и вредными продуктами и выкладывают их на соответствующие карточки.
Кто быстрее. Затем команды проверяют друг у друга правильность выполнения задания. (Дети делятся на подгруппы и выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как еще можно помочь своему организму стать крепким и здоровым?
Дети: Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.
Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами проведем зарядку. Вставайте в круг.
Воспитатель:
Дети выполняют комплекс гимнастики по показу воспитателя.
Как спортсмены на параде
Мы шагаем ряд за рядом
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладоши-
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки-
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем-
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
Мы ногами топ, топ,
Мы руками хлоп, хлоп!
Мы глазами миг, миг,
Мы плечами чик, чик,
Раз - сюда, два – туда!
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Словно Ванькой - встанькой стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад,
Раз – два, раз – два
Путешествовать пора.
Кто зарядкой занимается,
Тот здоровья набирается!
Воспитатель: Молодцы! Проходите, присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Для того чтобы быть здоровым, нужно не только правильно питаться и заниматься спортом. Как вы думаете, что еще нужно соблюдать? Какие важные правила?
Дети: Правила личной гигиены.
Воспитатель: Какие правила личной гигиены вы соблюдаете?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить, как вы знаете предметы личной гигиены. Предлагаю вам поиграть в игру.
Тризовская игра «Найди предмет по его свойствам»
(С предметами личной гигиены)
Воспитатель вызывает по 1-му ребенку и называет ему свойства того или иного предмета личной гигиены, а он должен найти этот предмет по описанию среди представленных на подносе. Например: овальное, душистое, белое, гладкое, что это? (Мыло).
Воспитатель достает коробочку красивую.
Воспитатель: Как вы думаете, что в ней лежит?
А хотите узнать?
Тогда давайте ее откроем и узнаем.
Игра «Собери картинку»
В коробке лежат картинки с деталями часов. Дети подходят к столу и все вместе собирают часы.
Воспитатель: Итак, у вас получились часы. Как выдумаете, зачем людям нужны часы?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: Да, вы правы, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в д/с; знать, когда наступает обед, время прогулки, сна. А еще часы помогают нам соблюдать режим дня. Ребята, вы все успеваете делать, знаете распорядок дня?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сейчас проверим. Я предлагаю вам выполнить задание: Для этого вы должны разбиться на пары.
«Разложи по порядку».
Вам нужно выложить на столе картинки с изображением детей, занятых различными видами деятельности в течение дня, в нужной последовательности.
Воспитатель: Ребята, я поняла, что вы много знаете о том, как нужно беречь свое здоровье!
А теперь нам пора прощаться, очень жаль, ребята, мне с вами расставаться. Скорее превращайтесь в воздушные шарики и летите обратно в детский сад. (Дети превращаются в «воздушные шарики» и «летят». Звучит музыка) Остановились, закрыли глаза. (Дети останавливаются и закрывают глаза. В это время Волшебница «превращается» в воспитателя.) «Раз, два, три – вот опять ребята мы». Откройте глаза, вы снова в детском саду.
Воспитатель: Где вы сегодня побывали?
Зачем вы летали в страну Здоровья?
Какое задание для вас было интересным, какое трудным? А какое - лёгким?
Какое у вас сейчас настроение?
Дети отвечают на вопросы.
3 часть Рефлексия
Воспитатель: Ребята, я сейчас раздам вам смайлики, а вы должны будете нарисовать улыбку, а какую, решите сами. Если вам понравилось наше путешествие, то вы нарисуете веселую улыбку, а если не понравилось, то грустную. (Дети берут смайлики и фломастеры, садятся за столы, рисуют. Нарисованные смайлики вешают на доску.)
А еще Волшебница страны Здоровья просила вам передать фруктовое угощение, в котором много витаминов. Спасибо, мне было очень приятно с вами путешествовать.
Воспитатель раздает детям фрукты.