Афанасьева Ольга
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
по формированию элементарных математических представлений
во второй младшей группе на тему :
«Сколько: один, много, ни одного. Помощь зайчику Степашке».
Программное содержание
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Цель: Развитие элементарных математических представлений в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Развивающие:
Способствует усвоению новых терминов, которые постепенно входят в речь; развивать математическую речь, наблюдательность, мыслительную активность
Развивать умение различать объекты по свойствам: форма, размер, пространственное, количество, расположение.
Развивать общую и мелкую моторику через игру.
Развивать умение обобщать, сравнивать группы предметов.
Развивать воображение, слуховое и зрительное внимание.
Развивать логическое мышление.
Активизировать и расширять словарь детей.
Образовательные:
Познакомить с тем, что всякое множество состоит из отдельных однородных элементов, что в будущем на языке арифметики будет означать, что всякое число состоит из единиц.
Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.
Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него.
Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, сравнивать два предмета по величине (большой, маленький).
Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.
Обогащать способы игрового взаимодействия детей.
Воспитательные:
Воспитывать навыки бережного, доброжелательного отношения к игрушкам.
Воспитывать самостоятельность.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, готовность прийти на помощь другим.
Предварительная работа
Рассматривание один и множества предметов, составление группы из отдельных предметов и выделение из нее одного предмета.
Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.
Демонстрационный материал : игровой уголок группы, письмо, шарики разного размера, мягкая игрушка заяц, кубики большого размера по величине (на каждого ребенка, 2 коробки (большая и маленькая, тарелочки, кружочки желтого цвета,
Раздаточный материал : тарелочки, 5 кружочков, кубики (все на каждого ребенка), шарики разного цвета и размера (большой и маленький, полоски красного и зеленого цвета.
Методы и приё мы:
Наглядные: демонстрационный материал, игрушки.
Практические: счёт предметов, упражнение с раздаточным материалом.
Словесные: вопросы, объяснения, беседа, инструкции.
Игровые: сюрпризный момент, игровая ситуация, проведение игр.
Планируемые результаты: Проявление интереса к участию в совместных, развивающих, подвижных, дидактических игра. Активации детей при выполнении практического задания.
Участие в разговорах во время рассматривания и сравнения игрушек. Интереса к предметам ближайшего окружения, их назначением, признаками (разные игрушки).
Ход занятия
1. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, !» (Дети встают в круг).
Здравствуйте, ладошки!
Хлоп – хлоп – хлоп.
Здравствуйте, ножки!
Топ-топ-топ.
Здравствуйте, щечки!
Плюх-плюх-плюх.
Пухленькие щечки,
Плюх-плюх-плюх.
Здравствуйте, губки!
Чмок-чмок-чмок.
Здравствуйте, зубки
Щелк-щелк-щелк.
Здравствуй, мой носик
Бип-бип-бип.
Здравствуйте, малышки,
Всем привет!
- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с гостями.
Детки я рада видеть вас!
Сюрпризный момент. Стук в дверь. Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел зайка. Зайку зовут Степашка. Посмотрите у него в лапках коробка с кубиками и письмо, интересно что в нем написано? Давайте его прочитаем.
Дети: Да.
Воспитатель (читает письмо) : Здравствуйте, ребята. Меня зовут Степашка. Я пришел к Вам в садик, чтобы поиграть с вами. Я принес с собой разноцветные кубики. Поиграете со мной?
Воспитатель:
- Ребята, мы поиграем с зайкой.
2. Игровое задание. «Сколько кубиков?»
Воспитатель достает из коробки Степашки кубики разного цвета. «Во, сколько много!» Дети берут по одному кубику.
Воспитатель обращает внимание детей на количество кубиков спрашивает у каждого, сколько у него кубиков.
Воспитатель: У всех по одному кубику, а в коробке нет ни одного.
Затем каждый кладет в коробку только один кубик, и множество растет на глазах у детей.
Воспитатель:
«Как же это получилось?» «Каждый поставил всего-лишь один кубик: один кубик Саша, один Ксюша, кубик Матвей и т. д., а вместе получилось много кубиков».
Воспитатель:
Ксюша, есть ли у тебя в руках кубик?
Дети - «Нет»
Воспитатель :«Ни у кого нет кубиков».
После этого воспитатель дает по одному кубику четырем-пяти детям, спрашивая, у кого из них сколько, и сама обобщает их ответы: «У Гриши, у Родиона, у Глеба. по одному кубику, у остальных детей нет ни одного, а в коробке кубиков много».
Воспитатель:
Дети посмотрите у нас на полке нет ни одного кубика. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы на полке стало много кубиков.
Дети отвечают, что надо им всем поставить свои кубики
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, зайчик Степашка грустит. Давайте спросим его, почему ему грустно. (Дети задают вопрос Степашке.)
- Прежде чем помочь зайке, давайте ему поднимем настроение, поиграем с ним.
3. Игровое задание «Разложите шарики по коробкам : маленькие шарики в маленькую коробку, большие шарики в большую»
Подвижная игра «Зайка серенький…»
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
Степашка: Спасибо. Ребята, я очень люблю играть с шариками. Играя, я не заметил, как разбросал все шарики, а теперь не могу собрать их по разным коробочкам. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, зайчик просит нас разложить по коробкам: большие шарики в большую коробку, а маленькие - в маленькую коробку. Мы поможем Зайке? (Да)
(Ребята садятся на коврик, где лежат шарики разного размера на каждого ребенка. Ребята берут и рассматривают шарики.)
Воспитатель:
- Посмотрите на шарики. Какого цвета они? (Разноцветные). Какие шарики по размеру? (Маленькие и большие) .
- у тебя какого цвета шарик, у тебя?
- Возьмите в одну руку большой шарик, а в другую маленький.
- Покажите все только большой шарик. (Дети берут в одну руку большой шарик и показывают его).
- Покажите теперь только маленький шарик (Дети берут в другую руку маленький шарики и показывают его).
- Молодцы.
- Ребята, посмотрите на коробки. Что вы можете о них сказать. (Коробки различаются и по размеру).
Воспитатель:
- Посмотрите, это какая коробка? (Большая).
- А эта коробка, какая? (Маленькая).
- Сколько шариков в корзинках? (Ни одного, они пустые).
- А теперь мы должны разложить шарики по корзинкам.
На столе у воспитателя демонстрационные шарики и коробки. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.
- Ребята, большой шарик, я положу в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку (Дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают шарики по коробкам.)
- возьмите один большой шарик и один маленький шарик, подойди ко мне и разложи их по коробкам. Дети выполняют задание.
- Сколько шариков теперь на ковре? (Ни одного).
- А сколько шариков у вас в руках? (Ни одного).
- А теперь сколько шариков в большой (маленькой) коробке? (Много).
-Вот мы и помогли Зайке разложить шарики. Степашка наш доволен, он улыбается.
Степашка:
- Ребята, умеете ли вы прыгать, как зайчики?
Воспитатель:
- Тогда прыгайте, как зайчики, к столам и садитесь на стульчики. Поиграем с зайчиком за столами.
4. Игровое практическое задание «Помоги зайчику разложить кружочки на разных полосках»
Детям предлагается налево, на красную полоску, положить только один кружок, а на зеленую полоску справа положить много кружков.
На столе разложены зеленые и красные полоски из бумаги 2- штуки, в тарелочках лежат 5 кружков.
- У каждого из вас на столах лежит тарелочка. Какого она цвета? (Оранжевая)
-Какой она формы? (Круглая).
А еще полоски из бумаги, Какого они цвета (Зеленого, красного).
- У нас на тарелочке сколько грибочков? (Много).
- Ребята, давайте возьмем один кружок и положим его на зеленую полоску. (Воспитатель делает одновременно с детьми.
- Сколько кружков у нас на зеленой полоске? (Один круг).
- А в тарелке? (Много).
- Давайте сделаем так, чтобы на красной полоске стало много кружочков, а в тарелке ни одного. Что нужно сделать? (Положить все кружочки из тарелочки на красную полоску).
- Итак, сколько кружочков на тарелочке? (ни одного).
- А на красной полоске? (Много).
А на зеленой полоске? (Один)
- Посмотрите, на тарелочке у нашего Степашки нет ни одного круга, давайте возьмем по одному кругу и положим в тарелочку зайчику.
- Сколько положишь кружочков? (Один).
Воспитатель подходит к каждому ребенку, они по одному кружочку кладут в тарелочку зайчику.
- Один, один, еще один… стало сколько? (Много).
Было ни одного, а стало много.
- Ребята, давайте подарим эту тарелочку Степашке. Степашка доволен и говорит Вам спасибо.
5. Рефлексия
Воспитатель:
Зайка говорит вам спасибо за то, что вы ему помогли. Зайке так понравилось, вы такие молодцы! Вы ему помогли собрать шарики по коробочкам, большие шарики мы раскладывали в какую коробку? (Большую). А маленькие шарики? (В маленькую коробочку). А еще мы раскладывали кружочки по полоскам. Сначала у нас не было ни одного, а потом на полоску положили один кружочек, а затем их стало много.
Воспитатель:
- У Зайки отличное настроение. Он Вас благодарит и дарит вам медальки. Вручение медалей.
Литература:
1. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.- 368с.
2. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. — М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.