Валентина Кожеурова
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Деление целого на равные части»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Научить детей делить целое на 2 и 4 равные части складыванием предмета пополам/ (на 2 части) и еще раз пополам (на 4 части);
- Учить отражать в речи действие и результаты деления (сложили пополам, получились 2 (4) равные части, половина целого, одна из 2 частей, одна из 4 частей);
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе „Деление целого на равные части“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
-Дать представление о том, что половина— это одна из 2 равных частей целого; показать отношение между целым и частью (целое больше части, часть меньше целого);
-Учить отвечать полным ответом.
-Развивать умение конструировать из счётных палочек;
-Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Материал :
Для воспитателя: два квадрата разного цвета.
Для детей: счётные палочки, по два квадрата, карточки с цифрами от1 до 9 и карточки с кружками от 1 до 9.
Ход занятия.
«Дети, сегодня мы узнаем много нового! Но сначала немного повторим.
Читаю детям загадки о днях недели
Первый день большой недели,
Трудовой день, не бездельник,
Как зовётся…. (понедельник).
Прокричал усатый дворник:
«День второй в неделе….(вторник)
Третий день не ерунда,
Как зовётся он (среда).
День четвёртый лень отверг,
Как зовётся он (четверг).
Пятый день - опрятница,
Как зовётся (пятница).
День шестой – конец работы,
Как зовётся он (суббота).
А седьмой день- всем веселье,
Как зовётся (воскресенье). Молодцы.
Сегодня мы будем делить квадрат на равные части на 2, на 4.
- Какого цвета у меня квадрат?
- Как можно разделить квадрат на две части?
Внимательно посмотрите и послушайте, как это буду делать я (показ). Сложу квадрат пополам, точно соединяя стороны и уголки квадрата, проглажу линию сгиба.
- На сколько частей я разделила квадрат?
- Равны ли части?
- Сколько всего частей?
- Какой формы?
Покажите одну часть, две части. Что больше – одна часть или целая часть квадрата?
- Что нужно сделать, чтобы разделить квадрат на 4 части? (каждый прямоугольник разделить еще раз пополам, получится 4 квадрата).
Предложить сложить из 4 квадратов 1 квадрат.
- Покажите 1 часть квадрата, 2, 3 части.
- На сколько частей мы разделили квадрат?
- А сейчас я покажу вам, как разделить квадрат по-другому на 2, 4 равные части. Возьму квадрат зеленого цвета. Сложу противоположные углы, проглажу сторону.
- На сколько частей я разделила квадрат?
- Равны ли части?
- Сколько всего частей?
- Какой формы?
Физкультминутка.
Два хлопка над головой (раз-два)
Два хлопка перед собой (раз -два)
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Работа детей за столами. Возьмите один квадрат и согните его так, чтобы получилось два прямоугольника. Покажите одну часть, две части. Что больше – одна часть или целый квадрат?- Что нужно сделать, чтобы разделить квадрат на 4 части? (каждый прямоугольник разделить еще раз пополам, получится 4 квадрата).
А сейчас возьмите второй квадрат и разделите его на два треугольника. Покажите одну часть, две части. Что больше – одна часть или целый квадрат?- Что нужно сделать, чтобы разделить квадрат на 4 части? (каждый треугольник разделить ещё раз пополам и получится 4 треугольника)
- Что у вас получилось? Какой формы части? (2 треугольника).
- Равны ли эти части?
- Сколько всего частей?
Покажите одну часть, 2 части. Предложить разделить каждую часть еще раз пополам, соединяя уголки у треугольника. Сколько маленьких треугольников получилось (4). (Аналогичные вопросы). Молодцы!
А сейчас нас ждет ещё одно задание. Возьмите счётные палочки, я буду читать стихотворение а вы будете выполнять то, о чем в нем говорится. Читаю вьетнамское стихотворение «Слонёнок» перевод И. Токмаковой.
Шагает слоненок—
Скорей погляди!
Хобот большой у него впереди.
Хвостик смешной у него позади.
Две толстые ноги идут впереди.
Две толстые ноги позади.
О нем я спою,
А ты погляди!
Очень хорошо справились с заданием, скажите в какую сторону идет слонёнок?
(спросить нескольких детей, акцентировать внимание на словах вправо, влево)
А как вы узнали? (правильно хвостик сзади).
А что нужно сделать, чтобы слонёнок пошел в другую сторону?
(правильно поменять местами хвостик и хобот).
Посчитайте сколько палочек ушло на постройку слоника?
Правильно 8.
Хорошо молодцы.
Идем на палас играть в подвижную игру «Найди пару»
На столе лежат перевёрнутые карточки, дети берут по одной карточке и находят
себе пару. У кого карточка с кружками, считают их и находят ребенка, у которого карточка с соответствующей цифрой. Встают парами.
Итог занятия.
Сегодня мы научились делить квадрат пополам на 2, 4 равные части разными способами. У нас получилось 4 маленьких квадрата, 4 маленьких треугольника.
Повторили правую и левую стороны, закрепили счёт в пределах 8, соотношение цифры и кружков. Вы сегодня молодцы! Со всеми заданиями справились!